Новости культуры и искусства
1559 | 0

Увидеть Серова... и не умереть

Увидеть Серова... и не умереть
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Очередь на юбилейную выставку Валентина Серова острословы называют лучшим перформансом года. Впору отправлять заявку на Венецианскую биеннале - такого там еще не видели.

Впрочем, и у нас подобное - большая редкость. Вести о продвижении очереди в Третьяковку напоминают фронтовые сводки: «приблизилась», «обогнула», «взяли штурмом», «помощь оказывают медики и спасатели». А стоило появиться в теленовостях сюжету о том, что галерею посетил президент Путин, толпа вообще обезумела: начала вышибать двери и топтать друг друга.

Похожее массовое безумие случилось с москвичами осенью 2011-го, когда страждущие часами стояли на морозе, дабы прикоснуться к Поясу Богородицы. Частица его, к слову сказать, хранится в храме Илии Пророка, что на «Кропоткинской». Но там всегда немноголюдно. Не наблюдается ажиотажа и в Третьяковке в обычные дни, хотя тот же Серов там почти всегда на месте - и «Девочка с персиками», и «Натурщица», и портрет Иды Рубинштейн. Лишь шесть картин привезли из-за рубежа. Но не из-за них же случился массовый психоз?

Искусствоведы уверяют, что дело в некоем идеальном мире, который изображен на полотнах Серова и которого нам всем сегодня так не хватает. Мол, «Девочка с персиками» - это икона русского имперского мира, который мы потеряли. Ну и кто же мешал всем этим «любителям искусства» прикоснуться к идеалу раньше? Разве до юбилейной выставки он был менее идеален?

Серов вдруг ни с того ни с сего стал моден, актуален, попал в некий тренд. Такое ощущение, что люди, дерущиеся за право погреться в Третьяковке, просто-таки боятся вопроса: «Как, вы не были на выставке Серова?!» Ну да, действительно, о чем с такими разговаривать...

Феномен толпы, конечно, творит чудеса. Всезнающие психологи характеризуют его как «одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действия внушенные идеи». И вот это как раз таки «ближе к телу». Ажиотажный интерес спровоцировали СМИ, которые вместе с прогнозом погоды и сообщениями о пробках на дорогах постоянно информировали о продвижении очереди. Подстегнули и соцсети. Не пойти на Серова означает теперь не быть продвинутым. В итоге выставка в Третьяковке стала самой посещаемой в истории музеев СССР и России!

Можно, конечно, ликовать, говоря о том, что у людей проснулась тяга к прекрасному. Но статистика - упрямая вещь. Регулярно ходят в музеи только 13% москвичей. Много это, мало или в самый раз - сложно сказать. Да, наверное, классическому искусству не хватает рекламы. Сейчас ведь без нее никуда. Чтобы вот так: из всех щелей, из каждого утюга. Чтобы как обухом по голове било: это модно, это популярно! Ну что ж, из Серова попсу мы уже сделали. Кто следующий?..

Феликс Грозданов

Фото ТАСС/С. Бобылев

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.