Новости культуры и искусства
6372 | 0

Ирина Гуськова: «Каждый из нас немного экстрасенс»

Ирина Гуськова: «Каждый из нас немного экстрасенс»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Картина известной художницы Ирины Гуськовой «Пазлы дней» взбудоражила всю Украину. Создав свою работу задолго до раскола страны, она предсказала события, происходящие на Украине в наши дни. Чтобы посмотреть на картину, в выставочных залах выстраиваются очереди, а народная молва уже окрестила Ирину провидицей, пытаясь найти магию и в остальных ее работах. К слову, очень загадочных и необычных, от которых просто невозможно отвести взгляд. 

- Ирина, в рамках всеукраинского культурного проекта «Следы» вы представили свою работу «Пазлы дней», которую многие окрестили мистической. Действительно ли без мистики не обошлось, и не замечали ли вы за собой дар предвидеть будущее?

- Чтобы более развернуто ответить, позвольте мне сперва рассказать одну удивительную историю о прошлом моих предков. Около 60-ти лет  тому назад мой дед, против родительской воли, взял в жены «бесову дочь» (и это не аллегория и не какой-то мистический обряд - это реальный факт). «Бесова дочь» была очень доброй и красивой, абсолютно ничем не напоминала ведьму или бабу Ягу. За что же тогда люди так грубо обзывали ее? Все очень просто объясняется: Бесова - девичья фамилия моей бабушки (ее отец, соответственно, носил фамилию Бесов, отсюда и словосочетание – «бесова дочь»). Все попытки разузнать историю происхождения столь неблагозвучной фамилии привели меня к двум версиям. Первая - мои далекие предки здорово поссорились с паспортистом… Вторая – мистическая, ведь люди всегда занимались «охотой на ведьм», поэтому за человеком, обладающим каким-либо необъяснимым даром, вполне могло закрепиться прозвище «Бес» или «Бесов», которое впоследствии переросло в  фамилию). Если честно, именно наследственным фактором я объясняю свою особую чувствительность к некоторым жизненным событиям.

Я не считаю себя экстрасенсом в широком понимании этого слова, просто во время создания художественного полотна настолько «ухожу в себя», что почти физически чувствую, как меняется окружающая среда, как происходит нечто вроде перемещения сознания в иное измерение, где атмосфера становится какой-то медленно-тягучей, вязкой что ли (не знаю, как по-другому объяснить данное явление)… Это процесс некого единения с собой и с чем-то бОльшим, общим, но в то же время, лично моим. Думаю, многие художники поймут, о чем я говорю.

Ирина Гуськова: Каждый из нас немного экстрасенс

Когда я работала над «Пазлами дней», то еще на стадии эскиза ощутила мощный информационный поток, связанный с этой работой. Вы только задумайтесь над ее основным сюжетом. Некий участок карты мира, изображенный на пазлах, рассыпается на части, отделяясь диагональной границей, проходящей с юго-запада на северо-восток, при этом,  часть отколовшихся пазлов оказываются спасенными, падая кому-то на ладони. Это вам ничего не напоминает? 

- Напоминает… Но оставим это на суд читателей и зрителей. Скажите, а в России вашу работу когда можно увидеть? Или чтобы насладиться творчеством воочию, придется ехать на Украину?

- Моя работа скоро закончит свой выставочный тур по музеям Украины, после чего я надеюсь устроить серию экспозиций в Москве, это событие планируется на конец весны 2015 года.

- Ирина, а как вы характеризуете жанр, в котором работаете? Я слышал от критиков, что это нечто новое и вы, по сути, являетесь первооткрывателем жанра. Это так?

- Я живописец по образованию и, на мой взгляд, живопись - один из самых прекрасных видов изобразительного искусства; это единение с природой, это взгляд на реальность через призму собственной души, это способ увековечить мгновение, воспев все его оттенки до мельчайших деталей.

Помню эти особые трепетные чувства, которые одолевали меня при одних только мыслях о живописи, при виде белоснежно-чистого холста! Но однажды я вдруг поняла, что для выражения собственных идей мне не хватает его плоской поверхности, я неожиданно осознала, что мне мало красок, недостаточно материалов и пространства.

Ирина Гуськова: Каждый из нас немного экстрасенс

Дело в том, что в своих работах я все время стараюсь выразить мысль о существовании иных измерений и форм реальности, я как бы пытаюсь сказать, что границ и рамок у души и разума не существует. В этом заключается основной мотив моих произведений. Таким образом, окончательно определившись с творческим вектором, я в буквальном смысле слова, вырвалась из двухмерного пространства. К слову, я сама разработала уникальный авторский материал, который позволил мне осуществлять любые самые невероятные идеи.

Жанр, в котором я работаю, по сути тоже является моим авторским новаторством - это некий симбиоз - смешение живописи, графики, скульптуры, поэзии и некоторых элементов современных тенденций в искусстве. Я все время нахожусь в поиске новых интересных способов выражения себя в творчестве.

- Возвращаясь к мистике в ваших работах… Вообще в вашей жизни часто встречается то-то необъяснимое, непознанное?

- Сколько себя помню, я всегда была довольно чувствительна к глобальным переменам (как в личной жизни, так и в жизни общества) и, сама того не замечая, каким-то загадочным способом предугадывала события наперед (но только не напрямую, а в какой-то аллегорической форме). Например, перед развалом СССР, я вдруг ни с того ни с сего стала приставать к родителям с просьбой о том, чтобы снять все деньги со сберкнижки и купить на них золотые сережки и кольца (как это по-женски, правда же: взять и купить на все деньги украшения?) Естественно, родители не прислушались тогда ко мне, а уже через несколько месяцев горько об этом пожалели, ведь произошла денежная девальвация и все сбережения пропали.

Вообще-то, я думаю, что каждый человек немного экстрасенс, стоит только повнимательней прислушаться к своему внутреннему голосу, к окружающему миру, к детям, и порой даже к случайным прохожим, и тогда вашему разуму откроются удивительные вещи. Я уверяю вас в этом.

- Охотно верю! Ирина, а над чем вы работаете сейчас? Какие работы ждать от вас в будущем, какие направления вам интересны, какие планы еще не осуществлены?

- Как известно, история сохраняется в символах, запечатленных в предметах искусства - картинах, скульптурах, архитектурных сооружениях...Можно даже сказать, что в символах зашифрован  некий код памяти всего человечества. Именно поэтому меня так интересует символизм в искусстве, причем, вне зависимости от способа передачи идеи. Например, это может быть лаконичный минимализм или наоборот сложный видео-проект со всеми современными спецэффектами, главное - чтобы он был красноречивым и выражал мысль, стимулируя разум и фантазию зрителя.

Спасибо вам  за вопросы о моих творческих планах, очень люблю беседовать о будущем и  всегда с надеждой в него смотрю, хотя каких-то конкретных схем не имею (все зависит от вдохновения), единственное могу сказать точно: сейчас я каждый день рисую голубей мира, очень надеюсь, что  сработает и моя визуализация принесет мир на Донбасс.

Ирина Гуськова: Каждый из нас немного экстрасенс

Наша справка

Ирина Ивановна Гуськова родилась 5 декабря 1978 года в Донецке. В 1999 году закончила живописный факультет Донецкого Художественного Училища (ныне Донецкая Академия Искусств) посвятила пять лет изучению пластической анатомии, рисованию с натуры и станковой живописи. Получив фундаментальные знания теории и практики изобразительного искусства, успешно защитила диплом на тему «Пейзажи Донецка», после чего приступила к разработке своего собственного направления в искусстве. Сотрудничала со звездами телеэкрана, участвовала во многих выставках и проектах, в том числе и персональных. Работы художника с успехом экспонируются в престижных  галереях, а также в Художественных музеях Украины.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.