Гайдая давно уже нет. Четыре года назад ушел Рязанов. Теперь не стало и Георгия Данелии.
Финита ля комедия. Нам остается только пересматривать шедевры прошлых лет и вспоминать, как это было...
Примерно 40 лет назад он создал свои лучшие фильмы. Да, к тому времени были уже и «Я шагаю по Москве», и «Не горюй!» - настоящие кинохиты. Но классиком Данелию сделали «Афоня», «Мимино» и «Осенний марафон».
АФОНЮ МОГ СЫГРАТЬ ВЫСОЦКИЙ
Претендентов на Афоню было очень много. Сценарист Александр Бородянский рассказывал, что изначально у Данелии появилась задумка доверить эту партию Владимиру Высоцкому, он даже собирался начать картину с кадров, как сантехник сидит у себя в квартире и играет на гитаре.
Но пробы Высоцкого оказались не очень удачными: слишком монументальным и серьезным показался он художественному совету. «Король унитазов» с гамлетовским размахом - это уж чересчур!
Очень высокие шансы были у Георгия Буркова. Еще до начала кинопроб Данелия объяснил своим ассистентам, что его Афоня - «человек-одуванчик», и Бурков более других подходил под это определение. Однако, когда его попробовали в паре с Евгенией Симоновой, оказалось, что вместе они совсем не смотрятся в кадре.
Кандидатура Николая Караченцова была отвергнута ассистенткой режиссера. Хотя самому Данелии актер показался довольно убедительным, та горячо стала отговаривать режиссера: «Да вы посмотрите на его зубы! Ему ведь придется делать накладки в кадре». Режиссер решил довериться женскому взгляду.
Владимир Носик был «забракован» по причине своей «правильности» (именно с такой формулировкой ему отказали в съемках). Также не прошли суровый отбор киноначальников Борис Щербаков, Валерий Золотухин, Владимир Меньшов и польский актер Даниэль Ольбрыхский.
Словом, варианты были самые разные - чувствовалось, что Данелия до последнего момента не вполне представлял «своего» Афоню. Хотя сам режиссер уверял, что он сразу знал: главная роль предназначена Леониду Куравлеву. И кинопробы проводил скорее из любопытства: а вдруг кто-то будет столь убедителен, что он выберет не только другого актера, но и переставит главные акценты в фильме.
В итоге Куравлев сыграл одну из самых ярких своих ролей. Правда, долгое время Леонид Вячеславович очень переживал: он-то считал себя глубоким драматическим актером, а в итоге стал «своим» среди публики определенного толка...
С КИКАБИДЗЕ ДОЛЖЕН БЫЛ ЖИТЬ ЛЕОНОВ
А вот фильм «Мимино» сразу создавался под Вахтанга Кикабидзе. С ним Данелия впервые встретился на съемках ленты «Не горюй!» и уже тогда понял: это его актер.
«У меня два любимца - Женя Леонов и Буба Кикабидзе, - любил повторять Георгий Данелия. - Но если Женю я мог снимать во всех фильмах, то Бубу - нет. Кого бы он мог сыграть в «Афоне»? То-то и оно. Поэтому в «Мимино» роль Валико Мизандари была написана специально для него».
Про Евгения Леонова режиссер, разумеется, тоже не забыл: изначально ему была уготована роль второго главного героя. Именно он, эндокринолог из Свердловска, должен был жить с Кикабидзе в гостинице «Россия».
Однако в процессе написания сценария неожиданно возникло предложение: подселить в номер к Кикабидзе не Леонова, а Фрунзика Мкртчяна - ведь армяне с грузинами постоянно выясняют отношения, и, по мнению сценаристов, такая парочка была бы очень забавной. И та и другая кандидатуры казались режиссеру одинаково интересными. В итоге судьбу картины решила... монетка. «Леонов - орел, Фрунзик - решка», - кинул Данелия денежку. Выпала решка.
Во многом именно благодаря Мкртчяну фильм получился таким, каким мы его любим. Еще и потому, что актер буквально фонтанировал идеями на съемочной площадке. Так, в сцене пропажи машины рядом с Фрунзиком случайно нарисовался кто-то посторонний.
Мкртчян - абсолютно неожиданно для всей съемочной группы - схватил кусок льда и произнес: «Друг, как брата прошу, не подходи! Сюда нельзя! Здесь следы!» Этот эпизод так и оставили в картине.
Но если с мужчинами создатели фильма разобрались быстро, то вот лирическую героиню - ту самую Ларису Ивановну - нашли далеко не сразу. В итоге выбирали между двумя актрисами - Ларисой Удовиченко и Еленой Прокловой. И последняя показалась более органичной в этой роли.
Причем сам Данелия не принимал участия в бесконечном кастинге. Долгие годы он работал вместе с ассистентом по актерам Еленой Судаковой и привык доверять ее выбору. Вот и в этот раз, только глянув на Проклову, он согласился со своей помощницей: Лариса Ивановна найдена!
А вот встречу Мимино с адвокатом, которого играет Марина Дюжева, режиссер взял из жизни. Его дочь от первого брака Светлана после окончания университета стала юристом, однако выглядела лет на 15, не больше.
Вот как вспоминает об этом в своих мемуарах сам Георгий Николаевич:
«Первая ее встреча с подзащитным была в Бутырской тюрьме. Когда конвоир привел его и оставил Ланочку с ним один на один (тот подзащитный был матерый рецидивист, сплошь покрытый татуировками), Ланочка от испуга забыла все, чему ее учили в институте. «Да ты не бойся, спрашивай, - пожалел ее подзащитный и стал подсказывать, что она должна спросить: - Сначала спроси имя и фамилию. Потом год и место рождения...» Именно от Ланочки я узнал слова «потерпевший», «подсудимый» и, главное, «личная неприязнь». И в знак благодарности нашего адвоката, которого играла Марина Дюжева, назвал Светланой Георгиевной - так зовут мою дочку».
КОГО СЫГРАЛА НЕЕЛОВА?
А вот самым колоритным персонажем на съемках «Осеннего марафона», безусловно, стал Норберт Кухинке, сыгравший в фильме датского профессора.
Кухинке не был профессиональным актером - в 70-е и 80-е годы он работал в СССР корреспондентом журналов «Шпигель» и «Штерн», а в кино попал случайно. Георгий Данелия искал актера на эту роль, просмотрел нескольких, но все они ему не понравились.
«Тогда мой друг с «Мосфильма» привел на студию меня, - вспоминал Кухинке. - Поначалу Данелия просто наблюдал за мной, а я ничего не подозревал. Потом он подошел, мы поговорили - и режиссер предложил мне эту роль. Откровенно говоря, играть в кино совершенно не входило в мои планы, но люди с «Мосфильма» меня уговорили. Мои работодатели в Германии тогда восприняли эту идею не слишком радостно. Однако позже «Штерн» гордился мной: как-никак его корреспондент стал первым иностранцем-«западником», снявшимся в советском кино!
Журнал даже опубликовал мой репортаж о съемках. Участие в фильме также позитивно сказалось и на развитии моих связей и контактов в СССР, упростило доступ к членам партии и правительства».
Впрочем, появление в картине западного немца (а Кухинке был гражданином ФРГ) очень озаботило власти ГДР. Восточные немцы жутко обиделись, что в кино почему-то взяли не их соотечественника, идеологически близкого к генеральной линии партии и правительства Советского Союза, а какого-то «западника».
Официальные власти ГДР, возмущенные такой «провокацией», даже обратились в Госкино: дескать, почему в фильме снимается западный немец, а не восточный? На эти нападки Данелия ответил, что не мыслит в подобных идеологических категориях. Тем не менее на некоторые уступки пришлось пойти, и немецкий ученый превратился в датского профессора.
Кстати, после выхода фильма многие были уверены, что в «Осеннем марафоне» Данелия рассказал о себе. Ведь тогда вся Москва шепталась о романе режиссера и молодой сценаристки Виктории Токаревой (вместе они работали над тремя картинами - «Джентльмены удачи», «Совсем пропащий» и «Мимино»). Об их взаимном чувстве было известно всем окружающим, они особо его и не скрывали, даже несмотря на то, что Токарева была замужем, а Данелия - женат...
В фильме роль любовницы он отдал Марине Нееловой. Многие были уверены: актриса сыграла именно молодую Токареву, ну или женщину, очень на нее похожую. Вот только писательница с этим до сих пор категорически не согласна:
«Кто была эта девочка-героиня? - задает вопрос Виктория Самойловна. - Машинистка. А я все же уже тогда была писателем и сценаристом. И это не то же самое!»
Ксения Позднякова.
Фото: PERSONA STARS