Новости культуры и искусства
7616 | 0

Афоню могли сыграть Высоцкий и Караченцов

Афоню могли сыграть Высоцкий и Караченцов
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Народной комедии «Афоня» Георгия Данелии в этом году исполняется сорок лет. Что же осталось за кадром любимого фильма?

Удивительно, но сценарий картины написал вовсе не маститый (на тот момент) автор, а обычный студент-заочник ВГИКа. История «Про Борщова, слесаря-сантехника ЖЭКа №2» была курсовой работой Александра Бородянского. Правда, не самой удачной - мастер курса забраковал сценарий по причине его аморальности. Однако студент оказался настырным, он был уверен, что работа заинтересует киношников. Поэтому, когда поехал на каникулы в Киев, зашел там на киностудию Довженко, предложил свой сценарий. И им действительно заинтересовались.

Экранизировать историю о слесаре-сантехнике взялся режиссер Леонид Осыка, который к тому времени снял фильмы «Входящая в море», «Каменный крест», «Захар Беркут». Он уже подобрал и актера на главную роль - Борислава Брондукова. И тут вдруг сценарий попал в руки Георгию Данелии, который тут же загорелся идеей самому снимать фильм.

ПОИСКИ «ЧЕЛОВЕКА-ОДУВАНЧИКА»

Претендентов на главную роль было очень много. Бородянский рассказывает, что изначально у Данелии появилась задумка доверить эту партию Владимиру Высоцкому: собирался даже начать картину с кадров, как сантехник сидит у себя в квартире и играет на гитаре. Но пробы Высоцкого оказались не очень удачными: слишком монументальным и серьезным показался он всему художественному совету. «Король унитазов» с гамлетовским размахом - это как-то чересчур!

Очень высокие шансы были у Георгия Буркова. Данелия еще до начала кинопроб объяснил своим ассистентам, что его Афоня - «человек-одуванчик». И Бурков более других подходил под это определение. Однако, когда его попробовали в паре с Евгенией Симоновой, оказалось, что вместе они совсем не смотрятся в кадре.

Кандидатура Николая Караченцова была отвергнута ассистенткой режиссера. Хотя самому Данелии актер показался довольно убедительным, та горячо стала отговаривать режиссера: «Да вы посмотрите на его зубы! Ему ведь придется делать накладки в кадре». Данелия решил довериться женскому взгляду.

Владимир Носик был «забракован» по причине своей «правильности» (именно с такой формулировкой ему отказали в съемках). Также не прошли суровый отбор киноначальников Борис Щербаков, Валерий Золотухин, Владимир Меньшов и польский актер Даниил Ольбрыхский. Словом, варианты были самые разные - чувствовалось, что Данелия до последнего момента не вполне представлял «своего» Афоню. Хотя сам режиссер уверяет, что он сразу знал: главная роль предназначена Леониду Куравлеву. И кинопробы проводил скорее из любопытства: а вдруг кто-то будет столь убедителен, что он выберет не только другого актера, но и переставит главные акценты в фильме.

В итоге Куравлев сыграл одну из самых ярких своих ролей. Правда, долгое время Леонид Вячеславович очень переживал: считал-то себя глубоким драматическим актером, а в итоге стал «своим» среди публики определенного толка.

афоня «ЭНЕРГИЧНЫЙ ТАНЕЦ» В БЮСТГАЛЬТЕРЕ

С главной женской ролью Георгий Данелия тоже определился задолго до съемок. В роли Кати режиссер изначально видел Евгению Симонову. Хотя по сценарию героиня была совсем другой - вовсе не такой милой и трогательной, а просто невзрачной несчастной и немолодой женщиной. Но ради Симоновой был даже переписан сценарий.

Как и в случае с Куравлевым, на главную женскую партию тоже были проведены кинопробы - в них участвовали Анна Каменкова и Елена Прудникова. И в этом случае пробы режиссер делал больше «для порядка». Правда, незадолго до съемок выяснилась весьма неприятная штука: оказывается, Симонова параллельно дала согласие на съемки в картине «Пропавшая экспедиция». Поначалу Данелия очень разозлился на актрису, доведя ее до слез. Но позже пошел навстречу, так распланировав съемочный процесс, чтобы актрисе было удобно сняться в «Афоне» в предельно короткие сроки.

А вот на другую женскую роль - пусть и крохотную, но очень важную - кинопробы не проводились вовсе. Партию Красивой Женщины (именно так назвал Данелия эту героиню) он приберег для актрисы Нины Масловой. Это именно ради нее Афоня готов на сумасбродные поступки, и именно ее светлый лик является ему в грезах. Маслова до «Афони» появилась в роли царицы в комедии «Иван Васильевич меняет профессию» и, видимо, так впечатлила Данелию, что ее он был готов снимать без всяких проб.

Есть в картине и еще одна крохотная, но заметная роль - Знойной Женщины, танцующей с Афоней «энергичный танец». Эту партию воплотила в жизнь актриса Татьяна Распутина. Правда, в реальной жизни размеры ее бюста намного скромнее, чем на киноэкране. Чтобы добиться столь выразительных форм, актрисе подкладывали в бюстгальтер манную крупу - именно она, а не банальная вата, помогла грудям игриво колыхаться в такт ритмичной музыке.

кадр из фильма«ИДИ-ИДИ ОТСЮДА, АЛКАШ»

Борислав Брондуков, который так и не стал Афоней, получил у Данелии не менее заметную роль - Федула. И так вжился в образ, что однажды из-за этого чуть не пострадал. В один из дней снимали сцену в ярославском ресторане. В перерыве актер выскочил на пару минут перекурить. А вот обратно его пустить категорически отказались. Охранник при виде Брондукова встал у дверей ресторана стеной: «Иди-иди отсюда, алкаш». Как ни пытался уверить Брондуков, что он на самом деле артист, ему никто не верил. Хорошо, в этот момент мимо проходил кто-то из съемочной группы. Позвали на помощь режиссера, который и спас Брондукова. Правда, глянув со стороны на своего актера, Данелия привел несколько странный аргумент для того, чтобы двери открылись: «Пропустите, это наш, он тут с нами выпивает».

Фраза эта была сказана не для красного словца. Режиссер на пару со сценаристом в свободное от съемок время действительно просиживал часами за кружкой-другой пива. Вот только актерам и прочим участникам рабочего процесса такая вольность не дозволялась.

КСТАТИ 

Занятный факт: нас постоянно уверяют, что Борщов - пьяница. Однако в фильме герой Куравлева пьет в кадре лишь дважды. В начале комедии он лишь чуть-чуть пригубил пива, а где-то в середине «употребляет внутрь» рюмку вина.

ПЛОДЫ УСПЕХА

Почти все съемки прошли в Ярославле. С реквизитом проблем не было. Правда, импортной сантехники в кадре нет. Роль заграничной раковины с узором, которую Афоня устанавливает девушке-мечте, «сыграла» обычная советская, которую просто раскрасили мосфильмовские художники.

Не возникало проблем и с питанием. За это следует благодарить Савелия Крамарова, который в те годы был бе­зумно популярен. Стоило артисту выйти на улицу Ярославля, как его тут же начинали задаривать деликатесами. Крамаров от подарков не отказывался, все съестное относил в ресторан гостиницы, где жила съемочная группа, и вечером это дружно съедалось.

Подарок совсем иного рода получил Александр Бородянский. Мало того что после «Афони» его работами тут же заинтересовались на всех киностудиях страны, так еще за дебютный свой фильм он получил о-о-о-очень солидный гонорар - 21 тысячу рублей:  хватило на большую двухкомнатную квартиру в Москве, которую он еще и полностью меблировал. Кроме того, Бородянский получил вож­деленную московскую прописку - хлопотать за него в Моссовет ходили Евгений Леонов и Нонна Мордюкова.

Ну и, наконец, в фильме «Афоня» дебютировала в кино группа «Машина времени». Правда, Данелия даже не знал, кого именно пригласили на съемки его ассистенты, - сам он такую музыку не слушал, предпочитая джаз. Андрей Макаревич позже признавался, что очень расстроился, когда группе доверили лишь исполнить песню где-то на задворках клуба. Однако горечь улетучилась, когда спустя несколько месяцев он получил небывалый (по его меркам) гонорар - 500 рублей. На эти деньги музыканты купили в комиссионке магнитофон «Грюндиг», который служил им верой и правдой долгие-долгие годы.

Ксения Позднякова

Фото ТАСС/А.Ковтун, FOTODOM.RU

ЛЯПЫ «АФОНИ»

Если обычно киноманы находят в любимых произведениях гигантское количество неточностей и просто ляпов, то в «Афоне» их несколько, да и то незначительных. Причем одну из них режиссер обнаружил во время монтажа, но сделать уже ничего не мог. Так, в сцене, когда Афоня берет у Кати номер телефончика, на нем сначала рубашка синего цвета, а чуть позже - белого. Бородянский тогда успокаивал режиссера: «Слушай, никто этого не заметит! Ведь когда роль исполняет такой талантливый актер, то зрители следят только за его игрой, а не за цветом рубашки!» Однако зрители неточность заметили и написали немало писем на «Мосфильм».

Также много погрешностей в сцене, когда Афоня принимает в гостях Катю: предметы на холодильнике меняются местами, а коробка с сахаром и вовсе деформируется буквально на глазах.

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.