Тревожную информацию озвучили аналитики сельхозрынка. Поднялась волна слухов и противоречивых прогнозов, появились данные о ситуации на рынках, которые не стыкуются друг с другом, но формируют негативные настроения.
В Минсельхозе утверждают, что из-за засухи в ряде регионов и неблагоприятных погодных условий урожай зерновых в РФ составит всего 105 млн тонн против рекордных 135 млн тонн в прошлом году. Но при этом заверяют, что «валовой сбор все равно будет выше среднего показателя за последние 10 лет» и «позволит полностью обеспечить страну хлебом, направить значительный объем зерновых на экспорт». Прямо сеанс психотерапии.
Хотя именно на экспорт кивают пессимисты: цены на пшеницу на Чикагской бирже с прошлого года выросли на 60-70 долларов за тонну, экспорт стал очень привлекателен для производителей зерна. Да и пошли слухи, что Китай резко снизит закупки американской пшеницы из-за объявленной США торговой войны.
В результате, как подчеркивает директор аналитического департамента «Golden Hills - КапиталЪ АМ» Михаил Крылов, цены на российскую экспортную пшеницу повысились на 17% в долларах, в рублях подскочили даже на 24%. Отчего же не отхватить такой куш, оставив в родных просторах не высокосортные сорта пшеницы, а фуражные?! Отечественные производители погреют руки, и не надо упреков: законы нашего рынка не предполагают патриотизма.
Хлеб в стране недооценен, утверждает глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский: минимальная стоимость нарезного батона, которая сегодня составляет от 19 до 21 рубля, должна быть на 75% выше!
Подобные его заявления звучат, когда из-за рыночной конъюнктуры экспорт зерна из РФ становится сверхвыгодным. Очень похоже на «операцию обеспечения» сверхприбылей зерновых компаний, чтобы власти не надавали тем по шапке из-за скачка цен на социально значимый продукт.
В свою очередь, управляющий партнер экспертной группы VETA Илья Жарский свидетельствует: «30% цены условного батона составляет наценка ретейлера, около 9% - налоги, 25% - стоимость аренды помещений и других расходов производителя. Лишь 34% - это стоимость закупки муки, дрожжей, яиц и консервантов. То есть в целом стоимость пшеницы в структуре розничной цены условного батона не превышает 10-12% даже при условии супервысоких оптовых цен на зерно».
Выходит, нынешняя «игра на повышение» - всего лишь пиар? Битва крупных зерновых компаний не за хлеб, а за возможность его дорого продавать своим гражданам?
Лаврентий Павлов.
ТАСС/В. Зинин