В середине октября президент Владимир Путин пообещал «рекордный урожай зерновых» и наращивание объемов экспорта. Рекордного урожая в итоге нет, объемы экспорта падают, а глава Минсельхоза уже пугает ростом цен на хлеб.
ПОЧЕМ ХЛЕБУШЕК?
Цены на хлеб в России могут вырасти до 25-30 рублей за килограмм, заявил глава Минсельхоза РФ Александр Ткачев: в настоящее время цена хлеба составляет 22-25 рублей, но этот хлеб изготовлен из пшеницы по цене 8 рублей за килограмм, сейчас же ее цена составляет 10 рублей за килограмм.
Впрочем, подрасти в цене «обещают» и другие продукты питания. Так, гречка в ходе сбора урожая подешевела всего лишь на 1,5 рубля за килограмм, тогда как в прошлые годы в октябре-ноябре гречка падала в цене до 50% - производителям было дешевле продать, чем хранить. Всего лишь два-три года назад в осенний период купить гречку в магазине можно было за 20-25 рублей.
Сегодня гречка продается оптом в среднем за 42,5 руб. за килограмм по стране. С рисом ситуация аналогичная - он стоит 45 руб. в опте, при этом в октябре прошлого года цена на рис была в 1,5 раза ниже.
«По пшенице показатель 10 400 за тонну, несмотря на то что сняли пошлину на твердую и семенную пшеницу. Цены никак не отреагировали и продолжают подрастать», - отметил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
Фуражные цены ниже, но тоже впечатляют: так, фуражный ячмень стоит 8 тыс. руб. за тонну, тогда как в прошлые годы его цена в осенний период редко превышала 3-5 тыс. руб. за тонну и лишь к весне поднималась до 5-7 тыс. руб.
Фуражный ячмень является основным кормом для крупного рогатого скота и птицы, то есть очевидно, что цены на молоко и мясо начнут постепенно «подтягиваться» за ячменем и особенно заметно вырастут к весне.
КУДА ИСЧЕЗ РЕКОРДНЫЙ УРОЖАЙ
13 октября в ходе форума «Россия зовет!» президент РФ Путин выразил уверенность, что «Россия будет укреплять свой статус одного из мировых лидеров по экспорту зерна, тем более что в этом году прогнозируется рекордный урожай зерновых».
Казалось бы, раз урожай рекордный, то и цены рекордно упадут! Но и цены не падают, и рекорда нет: по словам того же Злочевского, урожай хоть и хороший, но вовсе не рекордный для России, не говоря уже об урожаях времен СССР. Так, зерна на конец октября собрано 104 млн тонн, при этом убрано 98% площадей.
Догнать и обогнать 2009 год вряд ли получится - тогда собрали 108,6 млн тонн. А для РФ в составе СССР рекордным стал 1978 год, когда было убрано 128 млн тонн зерна.
С экспортом тоже не все гладко: по данным Минсельхоза РФ, Россия с 1 июля по 21 октября экспортировала 12,3 млн тонн зерна, что почти на 2 млн тонн меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
«Мы можем и 150 млн тонн произвести, это не проблема. Куда это зерно девать?» - вопрошает Злочевский. Внутреннее потребление продуктов питания не растет.
«Особенно актуальна проблема сбыта для удаленных от экспортных ворот регионов - на Урале хороший урожай, но пока зерно довезешь, оно золотое становится. А когда производитель получает убытки, он просто перестает сеять...» - продолжает Злочевский.
Элеваторов для хранения зерна не хватает - часть его к весне просто успевает сгнить. А перерабатывать зерно в России не любят. «Никакого импортозамещения в этих сферах не происходит - по-прежнему ноль. Например, модифицированный крахмал импортного производства как использовали, так и используем», - возмущается глава зернового союза.
ЗЛЫЕ ВРАГИ...
Зерно дорожает на 50-100 руб. каждую неделю. Но такие темпы производителей не устраивают, по их мнению, зерно - товар экспортный, а потому и расти в цене должно вслед за долларом, догоняя «курсовую разницу».
Из-за подорожания удобрений и топлива себестоимость продаваемой сегодня пшеницы на 35% выше, чем у прошлогодней. А озимые будут на 40-45% дороже.
Но, как это обычно бывает в России, не было бы счастья, да несчастье помогло - мировые цены на зерно неожиданно обвалились вместе с ценами на нефть. Так, в позапрошлом сезоне средняя цена на пшеницу составляла 320 долларов, в прошлом - 250, а сейчас - всего 180. Получается, что зерно на внутреннем рынке должно стоить как в 2013 году - за счет падения цен на мировом рынке оно уже выбрало всю «курсовую разницу».
Но с зерном получился парадокс, как с нефтью: чем она на мировом рынке дешевле, тем бензин в России дороже.
Несмотря на падение цен, Россия намерена наращивать объемы экспорта. Зерна на экспорт продается в среднем на 19 млрд долларов в год, что больше объемов экспорта вооружения на 5-6 млрд долларов.
Вмешаться в ситуацию обещает Украина. Дело в том, что основной экспорт зерна идет через порты России (Новороссийск, Севастополь, Туапсе, Тамань) и Украины (Ильичевск, Одесса, Южный, Николаев).
По мнению Аркадия Злочевского, «Украина может в любой момент изменить правила игры». Например, после введения ЕС ограничений на ввоз зерна в Европу имеющиеся мощности Украина сможет задействовать исключительно для вывоза украинского зерна, а российские поставки будут приостановлены.
России надо строить новые терминалы. А это большие деньги, которые снова негде взять в условиях кризиса.
...И «ДОБРЫЕ» ДРУЗЬЯ
Да и китайцы с зерном обманули - еще год назад звучали возгласы: «Вот-вот весь китайский рынок завалим зерном!» Но этого не произошло - Китай, несмотря на дружбу, так и не снял ограничений для российских поставок. «Мы уж много лет решаем эту проблему, чтобы открыть ввоз в Китай, но пока ничего не меняется, и ожидать каких-то поставок в ближайшее время не стоит», - комментирует Злочевский. По его словам, «это вопрос политический, и его надо решать на политическом уровне, а не на уровне фитосанитарных служб».
Элеваторов для хранения зерна не хватает - часть его к весне просто успевает сгнить. А перерабатывать зерно в России не любят. |
---|
В итоге гниет зерно в Сибири и на Урале, а развитие порта во Владивостоке застопорилось на неопределенное время. «С порта идут поставки, но там объемы незначительные - в основном в Японию, Тайвань, Индонезию. Сама идея поставок через дальневосточные ворота для регионов Сибири очень важна, но никак не может реализоваться», - переживает Злочевский.
Не вполне по-дружески ведет себя и Турция - в последние годы она стала мировым лидером по экспорту муки, причем практически всю муку турки делают из российского зерна.
«Это не очень хорошо со стороны Турции, - рассуждает Злочевский. - Потому что условия для экспорта муки, созданные турецким правительством, не дают возможности нам в полный рост конкурировать с турецкой мукой на мировом рынке. Мы готовы перерабатывать зерно и экспортировать в Юго-Восточную Азию, где крупнейшие потребители именно муки. Но не можем перебить турков по цене, потому что они демпингуют. Это запрещено правилами ВТО, но они нарушают эти правила и делают такой хитрый ход».
Так, может, сельхозпроизводителя спасут поручения президента РФ по итогам ростовского совещания? Поручений этих было дано немало. «Например, там фигурирует тема страхования урожая с господдержкой. Мы еще в процессе проработки закона протестовали против механизма», - комментирует Злочевский.
Механизм заключается в том, что производителя на государственные деньги страхуют от «недобора урожая».
«Недобор урожая - это вообще вещь мифическая, - считает Злочевский. - Что это такое? Как это рассчитывать? Все страхование в аграрном секторе превратилось в схемное - просто страховщики договариваются с производителями, что они поделят господдержку». То есть обычный «распил». Часть производителей теперь и вовсе ничего не сажают - все лето сидят и страховку ждут.
То есть страховщики выиграли, но честные производители ничего не получили.
Кроме того, несколько лет назад Путин по итогам совещания уже давал поручение по страхованию аграриев. «А оно не исполнено - галочки поставили, и все», - возмущается глава Российского зернового союза. И не просто галочки поставили - еще и деньги на разработку законов потратили. А как без этого?
Аделаида Сигида
Фото FOTODOM.RU
ПЛАТА ЗА ПРОЕЗД
Председатель Комиссии по вопросам АПК и развитию сельских территорий Евгения Уваркина напоминает: с 15 ноября вступают в силу новые тарифы за километр пробега грузовиков разрешенной максимальной массы свыше 12 тонн по федеральным дорогам общего пользования.
И эти тарифы могут стать для сельхозпроизводителя вопросом «одним из самых существенных и чувствительных».
Вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев считает: «Если вводят платную дорогу, сначала нужно дать водителям время привыкнуть к ней, нельзя сразу вводить тариф 3,73 рубля за километр, пусть это будет бесплатно или менее рубля».
Председатель правления Союза сахаропроизводителей России Андрей Бодин уверен: для сезонного сельхозпроизводства заплатить такие деньги сейчас - неподъемная ноша.
Даже Минэкономразвития оказалось в этот раз на стороне сельхозпроизводителя. По словам представителя департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития Александра Попова, министерство считает более обоснованным тариф 0,97 рубля вместо 3,73. Причем предлагается отложить введение системы тарифов на 2017 год и ввести дополнительную плату только на дороги, отвечающие стандартам их технического состояния.
Однако на то, что введение платы за проезд по дорогам грузовых машин в ближайшие две недели будет отложено, надежды мало.