Новости шоу бизнеса. Откровения звезд
6262 | 0

Зоя Толбузина-Земнухова. «Бриллиантовый» голос

Зоя Толбузина-Земнухова. «Бриллиантовый» голос
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

 

 Заслуженная артистка Зоя Толбузина-Земнухова снималась довольно часто. Но больше зрители знают ее по голосу. «Не виноватая я, он сам пришел!» Как такое забыть? Именно она озвучивала Светлану Светличную в «Бриллиантовой руке». Да и не только…

В гостеприимном доме Зои и Аркадия Толбузиных (старшее поколение помнит его по ролям Полевого в фильме «Кортик» и полковника Кудасова в «Неуловимых мстителях») когда-то собирался весь цвет советского кинематографа. Нонна Мордюкова и Вячеслав Тихонов, Георгий Юматов, Клара Лучко, заглядывала «на огонек» и Людмила Гурченко… А со Светланой Светличной и Владимиром Ивашовым Толбузины долгие годы дружили семьями.

– Друзей у нас было море, – рассказывает Зоя Николаевна, которая, несмотря на преклонный возраст, с годами не утратила ни обаяния, ни жизненной активности. – Вот, например, Боря Сичкин (Буба Касторский из «Неуловимых») – я его любила как брата и очень за него переживала. Он – человек-праздник, фейерверк, с потрясающим чувством юмора. Но вот домашнего очага у Бори не было. Его жена Галя (танцовщица Галина Рыбак. – Ред.) быт не вела вообще, из постели выбиралась только в полпятого вечера. Они жили с ее матерью – тоже своеобразная дама была. А Боря постоянно на съемках или концертах, воспитанием сына никто не занимался. Мальчик сам по себе рос, начал рано выпивать, связался с дурной компанией. Боря очень страдал из-за этого…

КСТАТИ

Когда в 2002 году в Нью-Йорке (куда эмигрировал) Сичкин умер от инфаркта, жена кремировала его тело, урну с прахом привезла в Москву и …забыла в гараже одного из приятелей. Лишь спустя шесть лет кто-то вспомнил: а Сичкин-то у нас так и не похоронен! И звезда комедий, наконец, смог обрести последний приют на Ваганьковском кладбище.

«МОРДЮКОВА ТО В ЛЮБВИ ПРИЗНАВАЛАСЬ, ТО ПОСЫЛАЛА МАТОМ»

– …Жора Юматов был нашим большим другом, и Муза Крепкогорская, его жена, – продолжает Толбузина. – И их тоже я очень любила. Он – потрясающий актер. Но так дико пил, ничего не мог с собой поделать – наследственность. Потом и Музка начала прикладываться к бутылке… В числе наших друзей были Николай Рыбников и Алла Ларионова. Алла – красавица, глаз не оторвать.

Нонна Мордюкова – та своеобразная была: сегодня у нее одно настроение, а завтра другое. Сегодня признается тебе в любви, а завтра матом посылает. Но и я молчать не собиралась, ей в ответ: «Да пошла ты сама!» (смеется) Так и общались. Но Нонна отходчивая была и не злая. А вот Слава Тихонов – скромный, закрытый. Страшно стеснялся говорить о деньгах. Когда предстояла работа, он меня просил: «Зой, скажи ты им (режиссерам и их помощникам, которые звали сниматься или озвучивать), пусть не спрашивают, сколько я хочу получить за работу. Пусть сами скажут. 500 рублей – значит, 500, тысяча – значит, тысяча».

Вообще нам на деньги было наплевать, мы очень любили свою работу и выкладывались на сто процентов.

– Вам не жаль, что не было большой и знаковой роли – как, например, у Клары Лучко в «Цыгане» или у той же Мордюковой в «Родне»?

– Меня часто не приглашали из-за маленького роста – я и до метра шестидесяти не дотягиваю. Ну какая из меня героиня? Один режиссер (не помню сейчас фамилию) очень долго меня разыскивал, а мне все некогда было с ним встретиться. Потом уж сама к нему на «Мосфильм» приехала. Он посмотрел на меня и расстроился: «Ты очень талантливая. Но… слишком маленькая. Герой в фильме – под два метра ростом, вы не будете смотреться в кадре». И не взял меня. Больше я на «Мосфильм» не ходила – обиделась.

– Но Надежда Румянцева, например, тоже невысокого роста.

– Так ведь и у нее не так много ролей. «Неподдающиеся», «Королева бензоколонки», «Девчата»… – по пальцам можно пересчитать. Потом она из кино ушла. Вроде бы по семейным обстоятельствам – чтобы быть рядом с мужем-дипломатом, у него много командировок. Да, но ушла еще и потому, что нечего было играть.

А мне и в дубляже работы хватало. Нас, мастеров по озвучанию такого уровня, было всего три человека в СССР. Режиссеры из-за меня ссорились: «Мне нужна Зоя – роль озвучить!» «И мне нужна!». Иногда до драк доходило (смеется).

«КУСТИНСКАЯ ПОГУБИЛА СЕБЯ»

– Тем не менее вы снялись, например, в легендарных «Кубанских казаках». Говорят, Пырьев не пропускал ни одной симпатичной девушки.

– Наверное, у него были романы. Но меня он по-отечески опекал. Называл «маленькая», относился, как к ребенку. И я к нему относилась тепло, дружески. А многие актрисы действительно были в него влюблены. Например, Катя Савинова…

КСТАТИ

Екатерина Савинова – легендарная Фрося Бурлакова из фильма «Приходите завтра». Болтали, будто она отвергла ухаживания Пырьева, за это коварный режиссер перекрыл ей дорогу в кино, и ее прекратили снимать. Это неправда. Не снималась актриса, потому что серьезно заболела.

– …Катя была влюблена в Пырьева, так на него смотрела! Надевала платья с декольте, пытаясь произвести на мэтра впечатление, – делится тайнами прошлого наша собеседница. – Снималась и Клара Лучко. Спокойная, с прямой спиной. На «Кубанских казаках» у нее началась любовь с Сергеем Лукьяновым – он играл Гордея Ворона.

После съемок Клара ушла от своего молодого человека, а Сергей ушел из семьи – у него были жена и дочка… Мне кажется, Клара не была с ним счастлива. У Сергея был не самый лучший характер, нервы ей мотал. Возможно, ревновал к славе – Лучко быстро стала известной актрисой. Клара не жаловалась, но бывало, с горечью вдруг скажет: зачем я от того своего парня ушла, такой хороший был…

А Пырьев больше, чем женщин, любил карты (смеется). Играли в подкидного дурачка, двое на двое – мы с Иваном Александровичем против Юрия Любимова (будущий создатель легендарного Театра на Таганке начинал актером и снимался у Пырьева. – Ред.) и еще одного артиста, не помню фамилию. Мы с Иваном Александровичем постоянно выигрывали. А Любимов со своим напарником потом весь день ругались: «Зачем ты с восьмерки пошел?» «А ты почему десятку не подкинул?» До 40 раз в день мы их дураками оставляли!

– А в «Бриллиантовую руку» вы как попали?

– Света Светличная меня и порекомендовала – мы с ней и ее мужем Володей Ивашовым вместе служили в Театре киноактера и дружили семьями. И когда режиссер Леонид Гайдай сказал Свете: «У твоей героини в «Бриллиантовой руке» должны быть другие голос и интонации», – Светличная ответила ему: «Лучше, чем Зоя, меня никто не озвучит». И я озвучила. Света не обиделась, что не ее голос вошел в фильм, – понимала: режиссер знает, как лучше.

Со Светой мы 40 лет дружили. Сейчас немножко пути наши разошлись. Ей 70 с лишним, и она еще по кавалерам бегает (хитро улыбается). А мне 90 – уже не до кавалеров.

– Как живете сейчас?

– В 1972 году мой муж ушел из жизни – инфаркт. Замуж я больше не вышла. Хотя поклонники были, но второго такого мужчину, как Аркадий, больше не встретила. Он был необыкновенным!.. …Вообще, после его ухода я хотела выброситься из окна – настолько тяжело было. Потом с головой ушла в профессию, стала работать не только как актриса дубляжа, но еще как режиссер и редактор. В работе и нашла утешение.

Как-то позвала в одну картину Володю Тихонова – сына Нонны и Славы. Володя тогда сидел без работы, его не приглашали – знали, что пил и употреблял кое-что покрепче и может сорваться в любой момент. Я взяла его на свой страх и риск. И, знаете, не пожалела. Он очень старался – ни одного нарекания или замечания не получил, группу не подвел.

А я и сейчас на месте не сижу. Есть общественная нагрузка – я секретарь в Совете ветеранов, 60 подопечных, которым помогаем и лекарствами, и продуктами, и добрым словом. Помогаем и актерам. Кустинской помогали. Она погубила себя – пила. Там банкет, тут праздник – и не остановиться. Распустилась. Сколько я ее вытаскивала, просила: Наташка, бросай, плохая привычка до добра не доведет. Но не помогло, увы. Умерла – а могла бы жить да жить.

…Не так давно я получила звание заслуженной артистки. Причем так интересно получилось: на каком-то мероприятии сидела рядом с Владимиром Путиным – в тот период он был премьером. Спросил меня: что нового? А я возьми да и скажи: «Звание никак не дают – только обещают». Он ответил: сделаем! Прошло несколько месяцев – и приходят документы. Выходит, не забыл обо мне Владимир Владимирович...

 

НА ФРОНТЕ БЫЛА САНИТАРКОЙ

Зоя Толбузина (в титрах некоторых картин фигурирует как Зоя Земнухова) родилась 12 августа 1922 года в Ростове-на-Дону.

В 1940 году поступила в актерскую школу при киностудии «Ленфильм», мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

В начале войны, в 1941 году, ушла добровольцем, служила санитаркой на Ленинградском фронте.

По окончании войны вернулась в актерскую профессию, на ее счету несколько сотен киноработ. Роли не главные, но значимые и яркие в фильмах: «Кубанские казаки», «Земля и люди», «Огонь, вода и медные трубы», «Новые приключения неуловимых», «Белый Бим, Черное ухо», «Карнавал», «Возвращение Будулая» и многих других. Также много работала на дубляже.

 

Фото с сайта www.kino-teatr.ru

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.