Общественные и социальные новости
5174 | 0

Ольга ЛАРИОНОВА: “У учителей каждый год - Год ребенка!”

Ольга ЛАРИОНОВА: “У учителей каждый год - Год ребенка!”
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

За месяц до начала нового учебного года в столичный Департамент образования пришел новый начальник. Вернее, начальница - коренная москвичка, профессиональный учитель математики с 20-летним стажем работы в органах исполнительной власти. Изменятся ли направления реформ московского образования? Какими должны быть учителя завтрашнего и послезавтрашнего дня? В чем принципиальное отличие профессиональнотехнических колледжей от “нелюбимых в народе ПТУ”? На эти и другие вопросы отвечает сегодняшний гость – руководитель Департамента образования города Москвы Ольга Николаевна ЛАРИОНОВА. 

- Ольга Николаевна, расскажите, какие реформы или изменения ожидаются в ближайшее время в столичном образовании. Что, по-вашему, необходимо делать в первую очередь? 

- На мой взгляд, очень важно сегодня сделать все, чтобы каждая школа в Москве (а их около полутора тысяч) стала конкурентоспособной. Ведь если каждая школа будет интересной по-своему, станет сильной, глубокой, то и родители не будут ломать голову, куда отдать ребенка, чтобы он получил знания по максимуму. И мне хочется, чтобы за тот период, пока я буду руководителем Департамента образования, мы смогли бы далеко продвинуться в этом направлении и завершили процесс, начатый предшественниками. 

- А что нужно делать, чтобы школа стала конкурентоспособной?
 

- Здесь много составляющих. Естественно, нужна хорошая материально-техническая база. Но мы прекрасно понимаем, что могут быть прекрасные стены, новейшее оборудование, но без высококвалифицированных педагогов эта наша задача невыполнима. 

- Каким должен быть современный учитель?
 

- Он должен одновременно обладать высоким профессиональным уровнем и уметь организовать работу в классе, найти общий язык с детьми, сделать все для того, чтобы ребенку в школе было комфортно. Понятно, что это все - в идеале, а в жизни встречается не так часто, как хотелось бы, но к этому надо стремиться. Разбираясь в конфликтных ситуациях, возникающих между родителями и учителями, учителями и школьниками, к сожалению, приходится констатировать, что сегодня пока еще далеко не в каждой школе создается благоприятная обстановка для обучения. А надо, чтобы ребенок шел в школу с радостью! 

- Если не секрет, сколько сейчас получает учитель?
 

- Средняя зарплата по Москве - 20 тысяч рублей. А в регионах и того меньше. Но у нас есть система надбавок, которых в России вообще нет. 

- Ваша позиция: надо или не надо переводить школы на шестидневку?
 

- Шесть дней в неделю в основном работают школы с повышенным уровнем обучения. Мое мнение: у родителя должно быть право определиться, чего он хочет. Если он хочет, чтобы его ребенок получил три языка и углубленные знания по остальным предметам, значит, ему нужна именно такая школа или гимназия. Если нет - он его ведет в обычную школу, где учатся пять дней. 

- Введение Единого государственного экзамена накладывает отпечаток на методики подготовки учителей?
 

- В этой связи приведу пример. Вы знаете о том, что в прошлом году был один из обязательных экзаменов - по русскому языку. И оказалось, что в Москве результаты по этому экзамену выше, чем в целом по России. Как подобное объясняют специалисты? К сожалению, в старших классах русский язык не преподают, есть только литература. И Москва – единственный регион, где пусть всего два часа в неделю, но этот предмет продолжают давать в старших классах. И мы считаем, что именно это сказалось при сдаче Единого государственного экзамена по русскому языку. Это говорит о том, что дело не только в новых методиках, но и в разумном следовании им. 

При этом, безусловно, тестовые подходы к экзаменам – абсолютно иные, и поэтому учителя в своих методиках должны перестраиваться, чтобы идти в ногу со временем. Как только начался эксперимент по ЕГЭ, мы тут же отреагировали и стали готовить учителей на специальных курсах переподготовки, учитывая новые веяния. Безусловно, методики нужно менять, но нельзя этим увлекаться. Мы не должны все свести к одному “натаскиванию” ребят на выполнение тестовых заданий. Тем более что дискуссии о вреде и пользе ЕГЭ не утихают до сих пор... 

- А в чем главный плюс ЕГЭ?
 

- Плюс в его главной цели - независимой оценке - свести до минимума субъективизм членов приемной комиссии. 

- Москва растет, районы расширяются, а значит, открываются новые школы. Существует проблема кадров для них?
 

- К счастью, такой уж острой нехватки педагогических кадров нет. Нас больше сейчас заботит нехватка воспитателей детских садов. Ежегодно в Москве появляется около 100 детских дошкольных учреждений, и все их сразу обеспечить высококвалифицированными кадрами пока сложно. Но важно, что они регулярно строятся, а значит, я надеюсь, в недалеком будущем мы навсегда забудем, что такое очереди на ясли и детские сады. Проблемой дефицита воспитателей мы занимаемся. 

- Юрий Михайлович Лужков недавно поставил задачу воссоздания системы профтехобразования. Это связано с тем, что подобные учреждения в народе не котируются, выпускники школ туда не очень охотно идут. Вы видите, как решить поставленную задачу?
 

- Здесь многоаспектовая проблема. Мы за последнее время провели много встреч, в том числе с руководителями промышленных предприятий. Они говорят, что одна из причин нежелания учиться в профессионально-технических колледжах - падение престижа рабочей профессии. Но наряду с этим мы видим и другую тенденцию: крупные московские предприятия за последние 3-4 года увеличили свою численность кто на 5-6 тысяч человек, а кто и в два раза. Это говорит о том, что промышленность столицы стала набирать силу и люди на заводы, фабрики идут. Я знаю, что, например, на Лианозовском механическом заводе специалисты с высшим образованием стоят за станками. И не потому, что рабочих не хватает, а потому, что такой высокий современный уровень - и технологий, и станков, и производства.

- В чем принципиальное отличие колледжей от ПТУ?
 

- Раньше профтехучилища были разноуровневые - начальная, средняя и высшая подготовка. Чтобы получить высший разряд, нужно было окончить несколько учебных заведений последовательно. В нынешних колледжах осуществляется непрерывное обучение любому уровню. Это очень важно. Многие говорят: мол, подумаешь, название сменили... Принципиальное отличие не в вывеске, а в перспективах и возможностях роста. Кроме специальности все колледжи Москвы дают своим выпускникам среднее общее образование и соответствующий аттестат. 

- Эту систему планируется развивать?
 

- В сентябре на заседании Правительства Москвы был рассмотрен вопрос о развитии системы образования на ближайшие три года. Говорилось о совершенствовании базы, ведь у нас есть еще здания аж дореволюционной постройки, да и – чего греха таить - в некоторых колледжах до сих пор обучение проводится на давно устаревшем оборудовании. Мы понимаем, что решение только этих проблем требует громадных денег. Поэтому решили пойти по пути создания так называемых ресурсных центров, используя, например, опыт Германии. 

- Что такое “ресурсный центр”?
 

- Это когда студенты колледжей одного профиля - допустим, строительных специальностей - будут получать практические навыки на современном оборудовании в одном месте (собственно, это и есть “ресурсные центры”), а практику будут проходить непосредственно на предприятиях. И помимо бюджета города в этом проекте будут участвовать деньги самих предприятий, ведь они кровно заинтересованы в подготовке классных специалистов. 

- Сейчас внедряется электронная карта учащегося. Что это такое?
 

- Во-первых, в Москве в целом внедряется программа “Социальная карта москвича”, цель которой - чтобы максимальное число сведений о любом москвиче было систематизировано и собрано в одном месте. Удобств очень много: теперь не надо носить при себе паспорт, медицинскую карту и так далее. И карта учащегося – составная часть этой социальной карты. Сейчас она действует как проездной документ, со временем ее функции будут расширяться. Например, родители получат возможность перечислять на эту карту деньги, которыми ребенок сможет расплатиться только в школе и только за еду. Сейчас ведь в школах разнообразное питание - и “шведские столы”, и салат-бары, на обед - два-три вторых горячих блюда. И удобно, и недорого. Но, повторюсь, пока мы работаем над расширением функций карты учащегося с точки зрения эксперимента. Но, безусловно, за ней ближайшее будущее. 

Вообще информатизация учебного процесса - очень перспективное дело. Недавно я была в одной из школ Северного округа. У них все классные журналы полностью переведены в электронную сеть, и родитель может со своего домашнего компьютера по своему чипу открыть классный журнал, посмотреть оценки своего ребенка, увидеть домашнее задание... Задачу информатизации мы ставим перед всеми школами столицы, чтобы связь родителей со школой была качественной и современной. 

- Нынешний год был провозглашен Годом ребенка. Это как-то благотворно сказалось на системе образования?
 

- Я думаю, что для системы образования, в отличие от других отраслей, каждый год – Год ребенка. Но, безусловно, позитивный момент есть, и прежде всего потому, что были выделены дополнительные средства на образование. За их счет удалось поддержать многих детей с точки зрения организации питания. Кроме того, с 1 сентября в порядке “пилотного” проекта были выделены деньги на организацию питьевого режима в школе - сейчас многие школы мы обеспечиваем водой в кулерах или бутылках. До конца года мы будем смотреть, чем эксперимент закончится, а дальше примем решение, потому что питьевая проблема тоже очень важна. Самым большим вложением в Год ребенка, на мой взгляд, было все то, что связано с развитием системы дошкольного образования. А самым главным успехом стал возврат “кредита доверия” родителей к дошкольному образованию.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.