Его называют французским Спилбергом и упрекают в коммерческом цинизме. Но, несмотря на этикетку фабриканта блокбастеров, для создателя «французского Голливуда» успех стоит на втором месте. Мотор его жизни - любовь семьи и детей. Его последний фильм «Люси» со Скарлетт Йоханссон стал номером один сразу по выходе на экраны. Героиня из простой сексапильной блондинки благодаря действию загадочного наркотика обращается в опасное существо со сверхъестественными способностями. Из добычи она становится охотницей!
Несмотря на наличие супергероини (первым выбором режиссера была Анджелина Джоли), на этот раз обошлось без музы. После Анн Парийо («Никита»), Милы Йовович («Пятый элемент», «Жанна д’Арк») и других великолепных представительниц женского пола, которым он часто дарил не только фильмы, но и детей, на этот раз режиссер ограничился профессионально-платоническим восхищением сексапильной актрисой.
По его признанию, сегодня его семья - жена Вирджиния Силла и пятеро детей (двое от предыдущих связей) - стала для него приоритетом.
- Ваша главная героиня - в очередной раз женщина. Вы любите женщин, которые сильнее мужчин?
- Женщина в экстремальных ситуациях намного интереснее, чем мужчина. В силу физической слабости, сталкиваясь с физической силой и агрессией, она вынуждена находить альтернативные способы выживания. Она несет в себе скрытую силу, способность дарить жизнь.
- Как у вас возникло желание увидеть в женщине спасительницу?
- В 80-е годы меня буквально выводил из себя имидж мужчины-героя - 100 кило чистых мускулов и ни грамма мозгов. Женщины в те времена были слабыми существами, которые постоянно оставались в тени, плача от ужаса и бессилия. У меня была совсем другая версия женско-мужских отношений. Я всегда любил женскую силу и мужскую слабость. Терминатор заинтересует меня тогда, когда он заплачет от горя или тоски и позовет на помощь маму! (Смех.) Ахилл без ахиллесовой пяты не представляет собой никакого интереса. Это просто неотесанный грубиян, который размахивает большим мечом.
- Вы выбрали на главную роль Скарлетт Йоханссон. Вам была нужна голливудская звезда?
- Мне была нужна нормальная умная женщина и актриса. Кстати, в ней нет ничего от голливудской звезды. Она пришла на встречу в обычной майке, без макияжа, короче, никакого гламура! Она сразу же задала мне вопрос: «Объясни мне, что ты конкретно предлагаешь?» Она смотрит тебе прямо в глаза и задает вопросы по делу. И так продолжается два часа...
- Ваша жена Вирджиния тоже обладает силой характера ваших героинь?
- Да, у нее сильный характер. Но это настоящая жизнь, которая не имеет никакого отношения к кино.
- Она сопродюсер большинства ваших фильмов. Когда вы с ней встретились, у вас сразу же появилось желание с ней работать?
- Вирджиния была моей ассистенткой много лет, но ей хотелось стать продюсером. Я всегда приветствую в людях, особенно в тех, которых люблю, стремление себя реализовать, подняться на более высокий уровень. Даже если впоследствии у них возникает желание стать самостоятельными и независимыми. Поэтому я только приветствовал ее инициативу. Работая над фильмами других режиссеров, она постепенно стала отличным профессионалом. Позже, когда у нас уже родился первый ребенок, возник вопрос: имеет ли смысл работать вместе? Мы колебались, потому что нас подстерегала опасность - видеться слишком часто и нарушить гармонию наших отношений. Мы сделали первую попытку, и с тех пор все идет прекрасно.
- Как известно, вы любите работать с женщинами, с которыми у вас интимные отношения...
- На съемочной площадке в счет идет исключительно уровень профессионализма. Я работаю не с моим другом Жаном Рено, а с актером, не с моей женой Вирджинией, а с продюсером. Я не проявляю к ним ни малейшей снисходительности. Я работаю с ними потому, что они отличные профессионалы, а когда они бывают не на уровне, я им об этом говорю. Вирджиния - это маленький муравей, который умеет прекрасно распоряжаться бюджетом.
- Разговоры на рабочую тему продолжаются и дома?
- Наш дом принадлежит детям. Когда я был маленьким, я ненавидел момент, когда в присутствии гостей мне говорили: «А теперь ступай к себе в комнату!» Я не понимал, почему я не могу находиться там, где мне хочется, в собственном доме. Почему наш салон вдруг переходит в распоряжение чужих людей? Я всегда воспринимал это как несправедливость! Став взрослым, я не хочу, чтобы мои дети страдали от идентичной ситуации. Поэтому у нас в доме профессиональные ужины исключены.
- Я не удивлюсь, если узнаю, что дома вы готовите обеды и ужины как настоящая хозяйка...
- И не забудьте завтраки! Мужчина состоит из 51% мужских хромосом и 49% женских. И с этим надо считаться! Женские хромосомы помогают мне в творческой части моей работы. Возможно, проводить время на кухне - это женское занятие, но для меня это означает играть мою роль отца. И когда мои дети говорят, что они обожают мою стряпню, это означает, что они меня любят!
- Для вас было важно стать отцом?
- Вообще-то я планировал 10 детей... Но пять тоже неплохо. К тому же я еще не сказал последнего слова! (Смех.) Мои родители были разведенными, и я был их единственным общим ребенком. Я с детства страдал от одиночества и всегда хотел создать мою собственную семью - и в кинематографе, и в жизни.
- Для вас было важно рождение сына?
- Еще бы! После четырех девочек я не мог прийти в себя от радости, когда узнал, что у меня будет мальчик. В течение 15 лет я дарил на Рождество кукол Барби. Теперь я наконец-то могу покупать ковбойские шляпы, головные уборы индейцев, машины и космические корабли. Мао любит тракторы, автомобили, водные лыжи и самолеты. Настоящий маленький мужчина!
- У вас хватает времени видеться с вашими старшими детьми и воспитывать младших?
- Времени у меня не хватает, но я стараюсь использовать его максимально. Я встаю очень рано, работаю над сценариями между 5-7 часами утра, до того как мои дети просыпаются. Я стараюсь быть свободным в уикенд и в период каникул. А когда я возвращаюсь вечером домой, чтобы провести время с моей семьей, то отключаю телефон и становлюсь недоступным для внешнего мира.
- Профессия - главное в вашей жизни?
- Дети, которых мы любим, - вот что самое главное в нашей жизни. Я расскажу вам историю. Мой фильм «Голубая бездна» показывали на Каннском фестивале 11 мая 1988 года. Так получилось, что операция на сердце моей дочери Джульетте, которой тогда было около года, была назначена через два дня. Я провел день премьеры под обстрелом критиков, а через два дня - 7 часов в тоске, в зале ожидания в клинике. В те минуты для меня самым главным было знать, выживет ли моя дочь. Остальное не имело большого значения. Любопытно, что, когда Джульетта почувствовала себя лучше, провал фильма, который мне предсказывали, внезапно обернулся успехом.
- Вам часто ставят в упрек сюжеты, полностью оторванные от реальности.
- В кино мы хотим проживать ситуации и ощущения, которые недоступны нам в жизни. Мне лично было бы скучно провести в кино полтора часа с соседом по лестничной площадке. Кино - это таблетка аспирина, которая помогает нам избавиться от головной боли и забыть реальность.
- Ваш успех и достигнутый высокий социальный уровень принесли вам удовлетворение?
- Не задумываться о деньгах и не комплексовать по поводу класса люкс - это то, что я желаю всем и каждому. Другой вопрос: чувствую ли я себя более счастливым, чем раньше? Нет. Я был счастлив и без денег, с моими мечтами, планами, желаниями. Настоящий успех - это быть в согласии с собой и с людьми, которых мы любим. В «Люси» есть фраза: «Человек больше интересуется тем, что у него есть, чем тем, кто он есть». Надо больше думать о нашей человеческой сущности, чем о том, чем мы обладаем.
- Маленький Люк узнал бы себя сегодня в большом боссе?
- Маленький Люк никуда не делся, он по-прежнему со мной, и мы прекрасно ладим. Английский поэт сказал: «Ребенок - это отец человека». Эмоциональность и восприимчивость 10-летнего мальчишки по-прежнему со мной. Я гораздо больше в контакте с моим детством, чем с цинизмом взрослого.
- Какие у вас планы на ближайшее будущее?
- Дайте мне немного передохнуть! В настоящий момент я чувствую себя как беременная женщина после родов. Мне надо пройти через послеродовую депрессию, прежде чем думать о новом зачатии!
Людмила Гаршери,
собкор «Мира новостей» в Париже