Образование
3778 | 0

От табуреток к роботам

Если раньше на уроках труда (ныне технологии) школьники варили щи и строгали табуретки, то теперь их учат строить роботов.

От табуреток к роботам
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Трудиться школьники должны больше, и не бесплатно, а за деньги - об этом заявили на днях в Общественной палате РФ. В законодательном плане в этой сфере произошло немало изменений. Еще в середине 2017 года возраст, с которого подросток может начинать работать по трудовому договору, был снижен с 16 до 15 лет.

С нового года увеличили объем преподавания предмета «Технология»: если раньше на него отводилось четыре года, то теперь - пять.

Изменился и сам предмет. Если в советские времена труд для мальчиков и девочек преподавался раздельно, то теперь большая часть программы - общая. И цель урока - не научить делать работу по дому, а «повлиять на профессиональный выбор учащихся»: школьники должны обучаться в специальных технопарках и на предприятиях, осваивать различные профессии.

В советских школах действовали учебно-производственные комбинаты, где дети получали начальную профессиональную подготовку. Министр образования России Ольга Васильева не раз высказалась за возвращение профориентации в школы: «Разве школа XXI века не должна воспитать личность, уважающую свой народ, ценящую труд? И разве молодому человеку не надо внушать, что он должен трудиться на благо себя и своей страны?»

И вот профориентация возвращается в школы. Отправлять ребят трудиться планируется в первую очередь на предприятия, связанные с робототехникой и цифровыми технологиями. Считают, что это современно, востребовано и всегда интересно детям.

В ОП РФ признались, что реализация сетевых программ по технологии «пока буксует», иными словами, школьники в рамках уроков технологии до сих пор не трудятся массово на предприятиях. Поэтому планируется принять ряд законов, дающих льготы предприятиям, готовым видеть у себя школьников на работе один раз в неделю.

Работать школьники будут не бесплатно, но и на большую зарплату рассчитывать им не стоит.

Для детей моложе 14 лет концепция предусматривает «образовательные путешествия (экскурсии), где обучающиеся знакомятся с трудовыми процессами». Вместо варки щей и сколачивания табуреток на уроках технологии теперь будут осваивать робототехнику.

Обучать школьников планируется даже рекламе и маркетингу. Причем все это «с учетом общемировых стандартов», гордо заявляется в новой концепции, которая, к слову, вызвала немало споров в родительской и учительской среде.

Согласно опросам, в летние каникулы работает половина школьников старше 15 лет. Какой процент их работает в школьное время по выходным или после учебы, официально неизвестно.

Сколько школьников совмещает учебу с работой и что получится из новой концепции уроков труда, мы спросили у заслуженного учителя России профессора МГПУ Александра Снегурова:

«Конечно, я поддерживаю уроки труда. Несколько лет они были вообще отменены, потом их вернули, но некоторые школы подходили к этому предмету формально: часто уроки технологии заменялись другими, по которым сдают ЕГЭ.

Родители в целом не слишком поддерживают этот предмет. Сейчас детям ходить по предприятиям некогда, им надо к репетиторам бежать и готовиться к единому экзамену. Какой-то процент уже работает у родителей - пироги пекут, одежду шьют. Таким детям профориентация не нужна, им и уроки-то не особенно нужны.

Но самая опасная категория школьников - пофигисты, таких процентов 20-25. Они и учиться не хотят, и работать не хотят. Они депрессивны, ленивы, разболтаны, еле-еле посещают уроки. Они никуда не пойдут, им не нужны никакие предприятия. Им все, как говорят в молодежной среде, пофиг.

Если отбросить эти три категории - усиленно готовящихся к ЕГЭ, уже работающих и пофигистов, то почти никого и не останется. Кто пойдет в рамках профориентации работать на предприятие? Те школьники, которые хотели работать, уже нашли себе занятие. Проводить экскурсии на предприятия - идея хорошая. Но на практике школьников приводят на предприятие - там сокращения. Он думает: зачем идти в эту профессию, если потом все равно останешься у разбитого корыта?

Какая может быть проф­ориентация, если государство ничего не гарантирует? Знакомство с профессией может оказаться фальшивым. Школьник проявит интерес, а эта профессия не нужна. И в итоге вся эта профориентация будет восприниматься детьми как обман».

Аделаида Сигида.

Фото: FOTOLIA.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.