Общественные и социальные новости
10214

Россия идет к экономике двоечников

Россия идет к экономике двоечников

По данным Рособрнадзора, в этом году на бюджетные места в вузы поступило 60% выпускников. Инженерно-технические специальности снова выбрали единицы. Россия становится страной экономистов без экономики и чиновников, которым нечем и некем руководить.

Летом нам с сыном-абитуриентом и родителями его бывших одноклассников пришлось просматривать статистику разных вузов страны, сверять списки приемных комиссий. Интересное оказалось чтиво. Одно дело, когда ты узнаешь о профессиональных предпочтениях российской молодежи из очень общих отчетов Минобрнауки, другое - когда сам видишь, что в МГУ на юриспруденцию подают заявления 1760 человек, на экономику - 1476, а на лечебное дело - 308. В ГУУ из-за менеджмента идут 2500 ребят, в ВШЭ из-за государственного управления - 1500, а в МАИ из-за авиастроения - 590 парней.

И ладно бы только москвичи мечтали о карьере «белых воротничков». Так нет же, в Томске, Кирове, Пензе, Ижевске аншлаг на «чиновничьих» факультетах и недобор в технических институтах.

Важно понимать, с какими баллами юноши и девушки в этом году попали на бюджет. В гуманитарные вузы с минимальными 200-210 за три предмета, а, к примеру, на направление «ядерная энергетика» в МГТУ имени Баумана - со 176, то есть средний балл за ЕГЭ по математике, физике и русскому языку у нынешних первокурсников равен 58. На «самолетостроение» в МАИ пришли люди со средним 47, а на «техносферную безопасность» - с 46. Ох и надежные у нас самолеты будут лет эдак через 10 и сверхзащищенная природная среда!

«Я вам сейчас не менее занятные цифры покажу, - пообещал при встрече директор Научно-исследовательского института системных исследований РАН, академик, доктор физико-математических наук Владимир Бетелин и нашел в своем компьютере файл с подсчетами российских ученых. - Буквально год назад в России было 743 тысячи абитуриентов. Мы изучили статистику приемных комиссий, пользуясь старыми - советскими - критериями оценки знаний. Глядите: на мехмат и физтех в стране поступили всего 205 человек с настоящими пятерками и 1400 с полноценными четверками по математике, лишь 5485 ребят, решивших сдавать информатику, были готовы к программам профильных вузов. 80% абитуриентов необучаемы».

НА КАКОМ ЭТАЖЕ ЖИВЕТ ПЕТЯ?

Чтобы популярно объяснить, чем для России обернулись образовательные реформы 1990-2000-х годов и кнопочно-игровое мышление у современных детей, академик Бетелин сравнил две математические задачки. Предложил вспомнить картину «Устный счет», написанную художником Богдановым-Бельским в 1895 году, на которой сельские школьники примерно 11-12 лет от роду в уме решают упражнение: (102+112+122+132+142):365 =... И процитировал письменное задание для выпускников 2011 года, с которым не справились 147 тысяч учащихся: «В доме, где живет Петя, один подъезд. На каждом этаже по шесть квартир. Петя живет в квартире 45. На каком этаже живет Петя?».

«Вы серьезно?» - с недоверием спрашиваю профессора, участвовавшего в программе развития отечественных суперкомпьютеров. «Да. Это к вопросу о поступающих в технические вузы, - уточняет Владимир Бетелин. - Какую экономику мы с ними построим? А она и теперь не промышленная, а финансовая. Страна почти ничего не производит, работает на импортном оборудовании, по зарубежным технологиям и под руководством западных топ-менеджеров. Машиностроения и станкостроения нет, институты и лаборатории с конца 1990-х ориентированы на рынок и сиюминутную прибыль, об эффективности вузов судят по их умению зарабатывать деньги. До введения санкций против России такой расклад многих устраивал. Но в новых условиях все заговорили о нехватке инженеров и низком качестве подготовки кадров».

А откуда они возьмутся? В этом году 171 филиал технических вузов получил письма от Минобрнауки РФ: «Откажитесь от непрофильных специальностей». На прошлой неделе 119 учебных заведений лишились возможности принимать абитуриентов за то, что бездумно «штамповали» юристов, менеджеров и экономистов. В 2013-м государство сократило количество бюджетных мест на гуманитарных факультетах и увеличило на медицинских, технических и математических. 46% от общего объема мест отдано будущим инженерам. И далеко не всем регионам удалось их заполнить. Инженерно-технологические направления не попали в список приоритетов у выпускников школ.

СПЕЦИАЛИСТЫ ИЗ ДЕТСКОГО САДА

По свидетельству экспертов, Россия давно испытывает острый дефицит линейных инженеров, специалистов в сфере эксплуатации технических систем.

«Крупные компании не могут найти профессионалов. И преподаватели вузов недовольны студентами - примитивнейшие задания вгоняют учащихся в ступор. Трудно сказать, что будет дальше, - беседа с академиком Бетелиным постепенно доходит до темы «Что делать?».

Между прочим, к директору НИИСИ РАН меня адресовали проректоры по научной работе нескольких столичных вузов и рекомендовали Владимира Борисовича как человека, не просто призывающего развивать политехническое обучение в нашей стране, а имеющего четкий план действий.

Полтора года назад он и директор Политехнического института Сургутского университета Валерий Галкин начали работу над программой по внедрению суперкомпьютерных технологий в нефтегазовую отрасль. При вузе решили создать «кампус» для непрерывного обучения кадров - от детского сада до высшей школы и производства. По сути в ХМАО делают то, к чему с прошлого года стремятся ученые Силиконовой долины в Калифорнии, - создают новую образовательную модель и одновременно перестраивают технологическую цепочку для конкретной отрасли.

К сургутскому опыту присматриваются многие вузы страны, но пока не отваживаются его перенимать - программа сургутских «кампусов» еще не прошла все этапы согласования с федеральными ведомствами.

«Без технического образования Россия не добьется экономических преимуществ, - убежден академик Владимир Бетелин. - Вот вам незатейливая история напоследок... Был такой профессор Степан Тимошенко, которого считают отцом американской прикладной механики. До революции он работал в России, в Институте путей сообщения. В годы Гражданской вой­ны эмигрировал в Европу, оттуда перебрался в США. В Штатах до сих пор пишут, что до прибытия Тимошенко настоящей механики у них не было. А когда на склоне лет журналисты спросили у него о причинах достижений, он ответил: «Основа одна - российское образование». Я надеюсь, мы еще в состоянии если не полностью возродить, то попробовать частично воссоздать высшие инженерные школы. Главное, чтобы было желание».

Анна Бессарабова

 

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (5)

© 2019. Сетевое издание «Мир Новостей». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-58901 от 05.08.2014 г.

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации mirnov.ru.

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если Вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности

16+
Top.Mail.Ru