Общественные и социальные новости
17932 | 0

Мода особого назначения

Мода особого назначения
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Инвалиды вынуждены на каждом шагу приспосабливаться к миру. На лестнице, в транспорте, даже в собственной квартире. С одеждой и обувью то же самое: массовое мировое производство шьет «для обычных людей». А кто и как должен шить «для не таких, как все»?

Попробуйте сжать одну руку в кулак, а потом надеть пальто. Управляясь одной рукой, полностью застегнуть его. Вместо 30 секунд у вас уйдет несколько минут на борьбу со своей одеждой. Именно так каждый день одеваются и раздеваются миллионы людей, имеющих инвалидность.

На планете сейчас живет 1 млрд 300 млн человек с ограниченными возможностями. В проблемы людей с ограниченными возможностями погружены и еще 2 миллиарда - их близкие, медицинский персонал, люди, обслуживающие инвалидов. Наконец, еще 650 млн землян - это пожилые люди старше 65 лет. Они тоже частенько испытывают сложности с одеждой. Им точно так же нужны удобные вещи, чтобы негнущиеся пальцы легко справились с процессом одевания.

«СПАСИБО, ЧТО НАУЧИЛИ ШИТЬ»

Надежда Капкова, методист Гагаринского городского дома культуры, вынуждена шить себе одежду сама. «Я не перестаю благодарить преподавателя по труду, которая нас в интернате научила шить. Она так и говорила - хотя бы без куска хлеба не останетесь. И действительно, я обшивала маминых подруг. И всю жизнь шью себе сама. Некоторые думают, что таким, как я, маленьким, можно купить вещи в детском магазине. Это не так. Там другой крой, под фигуру нестандартную, на мой объем не подходит. Если это покупная вещь, то придется распарывать и перешивать. Одеться человеку с инвалидностью - реальная проблема».

Дарья Кузнецова, руководитель интеграционного клуба «Преодоление», инвалид-колясочник, отмечает, что одевается в обычных магазинах, но потребность в специальной одежде насущная: «Это часть нашей жизни. Важны и красота, и функциональность, и удобство. И тут не нужно изобретать велосипед: сделать липучки или магниты вместо пуговиц, использовать легкие скользя­щие материалы, делать более широкие рукава и брючины. Это серьезно облегчит жизнь тех, кто оказался в инвалидной коляске, имеет, например, ДЦП или синдром Дауна».

ЧЕЛОВЕК НЕИДЕАЛЬНЫЙ

Несколько лет назад в России пробивать путь модной одежде для людей с инвалидностью начал проект Bezgraniz Couture. К его автору и идеологу Янине Урусовой прислушались даже в Британской высшей школе дизайна. В итоге студенты под руководством Анны Черных и Владимира Тилинина, кураторов программы «Дизайн одежды. Базовый курс», с начала этого года работали над разными моделями одежды и презентовали их на показе Bezgraniz Couture, который с грандиозным успехом прошел на днях в московском Манеже. Это уже второй подобный показ моделей одежды для людей с особенностями фигуры. Первый прошел - впервые в мире! - здесь же, в Москве, год назад.

Дизайнеры продумали детали для разных видов инвалидности. Для людей с ампутацией - способы скрыть протез, но быстро добраться до него. Для тех, кто имеет синдром Дауна, важно учесть хаотичные движения рук и ног, слабые мышцы, а еще невнимательность. Чтобы шапка или перчатки не терялись, они пристегнуты к основной одежде, а сами модели одежды для инвалидов имеют свободный покрой. Колясочникам нужно продумывать гигиенические нюансы: одежду важно быстро снять и надеть без посторонней помощи.

Кстати, Анна Черных, соруководитель программы «Дизайн одежды. Базовый курс» Британской высшей школы дизайна, отмечает, что будущие дизайнеры наивно полагают, что их модель - человек идеальный. Но все мы очень разные. Так что важно уметь создать одежду для «неидеального» человека.

Некоторые издатели уже планируют выпуск журналов и лекал для инвалидов, которые захотят шить для себя вещи самостоятельно.

СОВЕТСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Между прочим, первым разработчиком в мире одежды для инвалидов стала Валентина Волкова, искусствовед и модельер-конструктор, которая получила за свои разработки бронзовую и серебряную медали ВДНХ СССР. Волкова тогда взялась за сложный контингент - людей с отсутствием рук, придумав специальную одежду с компенсаторными функциями, заменяющими руки. Позже Волкова придумала компьютерную программу, которая позволяла делать замеры клиента удаленно. Кстати, этот метод дистанционного снятия мерок у нас используется и сейчас. Только государство так и не поддержало в массовом порядке разработки наших дизайнеров. Авторские мастерские есть, дизайнеры говорят, что завалены заказами, часто из разных городов. Но такая одежда для инвалидов дорогая.

Есть и более крупные производства. Брянское протезно-ортопедическое предприятие, одно из старейших производств такой одежды (начинали в Брянске еще с инвалидов, появившихся в огромном количестве после Великой Отечественной войны), Московский протезно-реабилитационный центр «Здоровье», который делает корсетно-бандажные изделия и белье для женщин после мастэктомии.

КСТАТИ
Около 40% людей с инвалидностью не считают себя инвалидами. Основные покупатели специальной одежды для людей с особенностями фигуры - люди от 18 до 29 лет. Из них 57% имеют работу, поэтому у них достаточно высокая покупательная способность.

ДЕШЕВО И СЕРДИТО. КРАСИВО И ДОРОГО

Казалось бы, инвалиды даже могут сэкономить. Специальную одежду для инвалидов шьют и продают на таких предприятиях по федеральной программе ИПР (индивидуальной программе реабилитации). То есть определенное количество вещей можно купить за счет госбюджета - покупка потом компенсируется. Но проблема в том, что купить можно только то, что записано в этой личной ИПР. Остальное за свой счет. А вписать в ИПР нужную одежду сложно, не говоря уже о процедуре хождения в наши поликлиники и сидении в очередях. Даже сами производители отмечают, что врачебная комиссия, которая подписывает документы о нуждаемости пациента в средствах реабилитации, не всегда понимает, что человеку нужно.

Есть и другая проблема: где продавать модную одежду для инвалидов? Рынка такого пока нет. «Мы и занимаемся сейчас этим - создаем рынок», - говорит Янина Урусова, автор проекта Bezgraniz Couture. Бизнесу уже становится понятно, что люди с инвалидностью все чаще предстают платежеспособной аудиторией. А значит, готовы покупать одежду, создаваемую специально для них.

Кстати, участники проекта хотят развивать свои разработки под знаком «Сделано в России», ведь это настоящее развитие новой наукоемкой отрасли экономики, потому что подобная «особенная» одежда иной раз настолько сложна, что в ней используются новые технологии, 3D-модели­рование и печать или же космические ткани. И кто знает, возможно, уже в ближайшем будущем появится модная линейка одежды - для особых случаев.

Подготовила Марина Лепина

Фото ТАСС/М. Джапаридзе, REX/FOTODOM, Д. Леонова

  • МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Альбина Бикбулатова, дизайнер, доцент Российского государственного социального университета (РГСУ):

- Сейчас студентов-дизайнеров уже учат проектировать одежду для людей с инвалидностью. Колоссальный рывок сделали Уфимский государственный университет экономики и сервиса, Донской государственный технический университет, вузы в Томске, Новосибирске, Омске, Владивостоке. Но хотелось, чтобы этот проект стал федеральным.

Одежда официально признана средством реабилитации. Но она не всегда соответствует требованиям технологичности, эстетики, моды. Купить одежду за счет дотаций государства, которые положены инвалиду, можно только в ограниченном перечне организаций-производителей и только определенное количество в год. А ведь сейчас инвалидность «молодеет». Людям с инвалидностью хочется одеваться красиво и практично, они хотят жить полноценно. Из социальной сферы нужно уходить в реальный сектор экономики, иначе такая одежда никогда не сойдет с подиума в рынок.

«НОГИ ГЕПАРДА» ВОШЛИ В МОДУ

Прорыв в сознании общества по поводу моды для людей с ограниченными возможностями совершила американка Эйми Маллинз. В детстве ей ампутировали обе ноги ниже колена, но Эйми сумела стать в 1996 году рекорд­сменкой в беге и прыжках в длину на паралимпиаде. Она бегала на знаменитых карбоновых протезах-лезвиях. На таких же бегает спортсмен из ЮАР Оскар Писториус. Их называют «ноги гепарда». В журналах стали появляться фотосессии с Эйми, затем спортсменка сыграла несколько ролей в кино, в том числе и свой образ - женщину-гепарда. Маллинз стала коллекционировать протезы, в ее коллекции очень много авангардных вариантов. Кстати, девушка даже выступала с лекциями, рассказывая об инвалидах и их сверхспособностях. Она отмечала, что дети, как ни странно, спокойно и с интересом относятся к людям с протезами - их голова еще не забита «общественными установками». Так в мировой моде стали появляться тенденции проэстетики: дизайнеры начали воспринимать протезы не как медицинскую конструкцию, а как модный аксессуар.

 

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.