В июле мы предлагаем воспользоваться льготными условиями для размещения рекламных материалов Вашей компании у нас на сайте и газете "Мир новостей"! Обращайтесь к специалистам рекламного отдела по адресу: adv@mirnov.ru.
Город
1205

Лестница-чудесница

Лестница-чудесница

Столичное метро в этом году отмечает 85-летний юбилей.

А ведь оно могло быть на год старше: первоначально московскую подземку планировали открыть в ноябре 1934 года. Но дату торжественного пуска пришлось перенести из-за отсутствия эскалаторов.

НАША СПРАВКА

Самый длинный эскалатор метро в мире установлен на станции «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге, открытой 28 декабря 2011 года. Его общая протяженность 137,4 м. Эскалатор имеет каскадное устройство с небольшим переходом. Самая длинная часть составляет 125 м. Глубина   заложения   станции - 86 м. Поднимаясь по нему пешком, нужно пройти 729 ступеней. До этого самыми длинными эскалаторами также были питерские - на станциях «Площадь Ленина» и «Чернышевская» с высотой подъема 65,8 м и длиной наклонной части 131,6 м. Те рекорды устанавливались вынужденно из-за подземных вод.

В 2016 году в Москве состоялось открытие самого длинного эскалатора столицы. Этот движущийся гигант расположен на станции метро «Парк Победы». Его непрерывная длина 130 м (740 ступенек), а глубина заложения - 84 м. Чтобы подняться на нем, пассажир проводит в пути более трех минут.

 

ГРАБЕЖ СРЕДЬ БЕЛА ДНЯ

Разговор о эскалаторах пошел после того, как в феврале 1932 года 27-летний инженер Вениамин Маковский выступил против наземной прокладки метро в столице. Согласно плану, на небольшую глубину оно должно было уходить только в самом центре города. Изучив материалы о лондонской и нью-йоркской подземках, Маковский сделал выбор в пользу тоннелей глубиной от 20 до 35 метров.

Противников у такого строительства было немало, они называли сторонников глубокого заложения «могильщиками», однако идея молодого инженера понравилась партийным руководителям Лазарю Кагановичу и Никите Хрущеву. За метро глубокого заложения высказался и Иосиф Сталин.

Когда речь зашла о станциях глубокого заложения, тогда-то и задумались: как доставлять пассажиров к поездам? Не простыми же лестницами? В условиях метрополитена с его колоссальной пропускной способностью они выглядели бы смешно. Было отвергнуто и предложение об использовании лифтов: даже самые вместительные кабины не справились бы с бесконечным людским потоком. К тому же в дополнение к лифтам пришлось бы на случай поломки оборудования обязательно строить и обычные лестницы.

Известен был, правда скорее понаслышке, еще один вид механического подъемника. Самодвижущаяся лестница - эскалатор движется плавно и мерно, как река. Интервалов между подъемом и спуском нет: каждую секунду освобождается новая ступенька, готовая принять двух человек.

Эскалатор привлек к себе внимание еще одним преимуществом. Он не требовал сооружения запасных пешеходных лестниц, так как он сам по себе лестница. Это значительно сокращало объем строительных работ. При всех своих достоинствах эскалатор имел в глазах строителей метрополитена один серьезный недостаток: никто не знал, как его нужно строить…

Переговоры о поставках оборудования с немецкой и английской фирмами, монополистами их производства, оказались безрезультатными: те за поставку эскалаторов для первой очереди московского метро запросили непомерную для того времени цену - 4 млн рублей золотом (200 тыс. золотых рублей за каждый эскалатор и немалую сумму за документацию). Высокие цены были обусловлены тем, что иностранные фирмы были уверены: Советский Союз, не имея опыта изготовления и монтажа эскалаторов, вынужден будет принять их условия.

Глядя на этот грабеж средь бела дня, Сталин, напомнив девиз «Нет таких крепостей, которых не взяли бы большевики!», дал команду ориентироваться на собственные силы.

КРЕПОСТЬ БЫЛА ВЗЯТА

Задача была сложной во многих отношениях, можно понять страхи директора ленинградского завода «Красный металлист» Григория Рапопорта: «Эскалатор для нашего производства был совершенно неизвестной машиной. Литературы о нем достать не удалось. Несколько иностранных проспектов, десяток снимков, рассказы людей, повидавших эскалаторы за границей, - вот все наше техническое первоначальное накопление. А эскалаторы предстояло соорудить солидные, самые крупные в мире. Высота их по вертикали составляла от 22 до 30 метров. Естественно, что ответственность на проектировщиков легла очень серьезная. Всякая ошибка в расчете даже маленькой детали могла нарушить взаимодействие всех узлов. Страшнее всего, что обнаружить этот просчет в заводских условиях мы не могли, ведь монтаж эскалаторов производился уже в Москве на станциях метрополитена».

Времени для своих разработок столь сложного оборудования не хватало, и Метрострою все же пришлось за колоссальную по тем временам сумму 200 тыс. золотых рублей купить один эскалатор. Его разобрали и скопировали, и на этой основе разработали отечественные механизмы.

Эскалаторы в метро полюбились кинорежиссерам, и кадры с проплывающими лицами или несущимися по лестницам главными героями вошли в отечественную киноклассику.

 

В феврале 1934 года Метрострой заключил договоры с ленинградским заводом «Красный металлист» на изготовление 18 эскалаторов Н-30 для станций «Красные Ворота», «Кировская» (ныне «Чистые пруды») и «Дзержинская» («Лубянка»), а также с московским заводом «Подъемник» на изготовление шести машин для станции «Охотный ряд». Срок сдачи первых механизмов - февраль 1935 года.

Оба завода в сроки уложились. В начале 1935 года из Северной столицы прибыли натяжные станции, а за ними и последующие узлы. Приехали заводские работники и приступили к монтажу эскалаторов на всех трех станциях одновременно. Параллельно завод «Подъемник» производил работы на станции «Охотный ряд». Монтаж первых эскалаторов был трудным: приспособления разрабатывались на месте, не хватало опыта работы. Но монтажники справились с поставленной задачей - 6 февраля 1935 года работу первого эскалатора Н-30 увидели 2000 делегатов VII Всесоюзного съезда Советов. Эскалатор двигался без скрежета, дребезжания и лязга.

КСТАТИ

По бегущим ступенькам к бутикам

Одновременно со строительством и монтажом эскалаторов в столичном метро метростроевцы успешно провели монтаж эскалаторов в магазине «Детский мир», построенном в центре Москвы на площади Дзержинского (с 1991 года - Лубянская площадь). Тогда это было новинкой. Сегодня данный вид подъемного механизма можно встретить на вокзалах, в аэропортах, в торгово-развлекательных центрах, театрах, концертных залах и других общественных зданиях, и функционирование многих объектов практически невозможно представить себе без эскалаторов.

 

15 мая 1935 года в 5 часов 48 минут в тоннелях метро включили ток, затем вышел первый поезд, а в 6 часов 45 минут двери 13 станций первой ветки метро открылись и приняли своих первых пассажиров. И уже вскоре в детской книжке можно было прочесть стишок:

Нам ходить по лестнице

Незачем с тобой:

Лестница-чудесница

Бежит сама собой!

ЭСКАЛАТОРЫ ДЛЯ КАНАДЫ И КИТАЯ

Когда после войны возобновилось строительство метрополитена в Ленинграде, глубокая полноводная Нева, зыбкий грунт, плывуны заставили метростроителей опуститься на глубину до 65 метров. Снова пригодился опыт «Красного металлиста», который разработал и изготовил эскалаторы ЛТ-1 (ленинградский тоннельный) для первой линии метрополитена, введенной в строй в 1955 году.

Позднее этот завод, ставший ПО «Эскалатор» и удостоенный орденов Октябрьской Революции и Трудового Красного Знамени, выпустил более 2000 эскалаторов, которые успешно работали в крупнейших городах Советского Союза, стран социалистического лагеря, а также в Германии, Финляндии, Канаде, Китае и Тунисе. У них высокая пропускная способность - до 13 000 человек в час, а высота подъема - до 65 метров, и по этим характеристикам отечественные эскалаторы не имеют зарубежных аналогов.

В послевоенный период к изготовлению эскалаторов, которых требовалось все больше, подключился столичный Перовский машиностроительный завод. Там были спроектированы и построены новые типы механических устройств серии ЭМ. Их внедрение потребовало перестройки технологии и методов монтажных работ, но метростроевцам, накопившим опыта и знаний в этой области, такая задача оказалась вполне доступной.

 

Владимир Гондусов.

Фото: ADOBE STOCK,

METRO-PHOTO.RU,

кадр из фильма «Я шагаю по Москве»

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (0)