Сегодня 22 августа 2018 г., среда, 04:15USD 67.17 -0.0024EUR 77.34 0.6287
Новости культуры и искусства

Зачем Константин Райкин пошел на поводу моды?

9 июня 2015
hits 1492

Ажиотаж вокруг  спектакля «Все оттенки голубого» напоминает о временах, когда «Сатирикон» наряду с «Ленкомом» был одним из двух самых если не творчески, то финансово и статусно благополучных театров Москвы.

Конъюнктура тут двоякая: при желании Райкина можно как превозносить за смелость и решительность, так и упрекать в стремлении «заработать на жареном». Насчет коммерческого успеха проекта сомневаться не приходится: зал продается влет, публика спешит и рвется, в том числе «целевая аудитория».

Но, к сожалению, и сам режиссер-худрук тому мешает, предваряя представление записанным на фонограмму обращением к театральным зрителям как к «духовным людям», предупреждая, что в силу «внешней темы» спектакль «покажется необычным» и т.п., но это не должно помешать разглядеть в нем «глубинный духовный призыв»; вообще в данном кратком спиче словно «духовность» с производными употребляется чаще, чем даже в «Новостях культуры» и остается лишь удивляться, что у Райкина оно не сопровождается приличествующей в аналогичных случаях пометкой «по благословению патриарха всея Руси и при поддержке министерства обороны». И это тоже настраивает не на самый лояльный по отношению к спектаклю лад. «Все оттенки голубого» - постановка во многом знаковая и значительное, причем не только как явление социальное, но и художественное.

 Герой «Оттенков» - безымянный Мальчик, в 14 лет отправленный за успехи в сочинениях на межгородскую олимпиаду и от 16-летнего соседа по нумеру ленинградской гостиницу Егору неожиданно для себя, но отчасти и предсказуемо, узнавший про свою гомосексуальность. А через некоторое время объявивший про то папе с мамой, когда родители решили развестись. Забыв про развод, папа, офицер в отставке и работник-военкомата, мама, сотрудник отдела кадров, и примкнувшая к ним бабушка-пенсионерка панически озаботились «исправлением» ребенка, которому теперь уже 16 (этот момент в спектакле чуть смазан, но насколько я понял, от «инициации» до «каминг-аута» прошло примерно года два). Ходили кино «всей семьей», чтоб продемонстрировать на личном примере образец «здоровых отношений», отправляли в музей на выставки - но всюду только «пропаганду гомосексуализма» лишний раз обнаруживали, на балет уже не пошли, вовремя вспомнив, что там «тоже все такие» и «Чайковский был из этих», вместо этого бабушка отвезла внука к «бесогону», а когда его магические пассы и заговоренная вода не помогли, отец запихал сына в наркодиспансер, где его закололи до смерти, как диссидента какого-нибудь.

Гомосексуальность как таковая в пьесе обнаруживается на уровне «поцеловался с девочкой - не понравилось, поцеловался с мальчиком – понравилось» (еще немного - и будет совсем уж как в анекдоте: «бледное подобие левой руки»). От исповедальности за версту несет графоманией. информативная (по местным меркам считай ликбезовская) составляющая, преподносимая за откровение, изобилует банальностями и штампами, причем не только, «от противного», гомофобскими, но и внутригейскими - скажем, Егор подробно останавливается на том, как трудно объяснить женщинам, что гомосексуальность - это присущая личности постоянная характеристика, а не временная блажь в ожидании встречи с «той единственной» (что, впрочем, сущая правда). Пластиковые, подсвеченные изнутри фигурки лебедей, «плавающие» по сцене под чайковскую музычку (с вкраплениями в саундтрек по мере необходимости, ну конечно же, Бори Моисеева с одной стороны и Михаила Круга с другой) создают соответствующий антураж и вполне определенное настроение. Спектакль, а пуще того пьесу, легко критиковать за отдельные несовершенства, но ей-богу, редко случается, чтоб частные недостатки в целом оборачивались такой победой.

Райкину удалось то, что до сих пор не получалось ни у кого и нигде - ни в «Практике», ни в «Гоголь-центре». Во многом, конечно, это эффект, связанный с тем, что пьеса, а с ней и сама тема вынесена из подвалов и гетто в пространство не просто большой сцены, что сознает режиссер, но и в репертуар театра, который на протяжении своей уже довольно долгой истории бывал славен чем угодно, но только не остроактуальной социальной проблематикой. Но это одна сторона, а другая - специфика собственно пьесы и постановки. В пьесе три части, и все три решены режиссером в заметно различном ключе: первая вообще стилизована под «читку»  то есть формат, типичный для документальной драмы, для фестивалей современной пьесы, применяется в совершенно неожиданном театральном контексте; вторая, при сохранении условности пространства и антуража - более традиционна по способу существования актеров в ним; третья - чистая фантасмагория, на первый (да и на второй тоже) взгляд вопиюще безвкусная, где мальчик-пациент загибается на койке в глубине сцены, а у просцениума остальные персонажи выступают с проникновенными монологами «в зал». И тем не менее в сочетании «читки» первой трети спектакля, эксцентричного динамизма второй и подчеркнутой статики третьей, включая и удаление мальчика в сопровождении родителей на подъемнике в дыму есть, как ни странно, особый смысл, которого не обнаружилось бы, если пьесу решать в единой стилистике от начала до конца.

Не говоря уже про актерские, «на разрыв», работы. За мальчика Костю выступает Никита Смольянинов, своим нервом уже давший новую жизнь Каю из «Жестоких игр» и позволивший по-новому взглянуть на одну из самых совершенных пьес выдающегося драматурга А.Н. Арбузова.

Слава Шадронов,  театральный критик

Фото: nadasuge.ru

Просмотров: 1492
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Главу австрийского МИД раскритиковали за приглашение Путина на свадьбу
Владимир Путин получил приглашение на свадьбу министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль и ответил согласием. Несмотря на то, что приглашение не имеет отношения к политике, Кнайсль подверглась резкой критике. Министру даже предложили добровольно покинуть свой пост.
17 августа 2018
Названы наиболее популярные профессии среди пенсионеров
Россияне пенсионного возраста чаще всего ищут работу в базах вакансий на должности, где требуется высокая квалификацией, большой опыт работы.
16 августа 2018
Судьба тарифов ЖКХ решится в течение двух недель
Вице-премьер Виталий Мутко заявил, что решение о возможном повышении в два этапа в течение следующего года тарифов на коммунальные услуги из-за увеличения НДС будет принято к началу сентября.
17 августа 2018
Пенсионерку из Тольятти обвинили в эксремизме
Сегодня СК предъявило пожилой жительнице Тольятти Любови Кузаевой обвинение по 10 эпизодам и 5 статьям Уголовного кодекса. Об этом рассказал прессе адвокат пенсионерки Тимур Мифтахутдинов.
16 августа 2018
В Киеве назвали плюсы отмены железнодорожного сообщения с РФ
Глава украинского Министерства инфраструктуры Владимир Омелян уверен, что отмена железнодорожного и автобусного сообщения с РФ пойдёт Украине на пользу.
17 августа 2018
Россиянам сменят сим-карты на одобренные ФСБ
Россиян переведут на сим-карты, позволяющие идентифицировать абонента, используя шифрование, сертифицированное в ФСБ. Об этом «Коммерсанту» рассказали в Минкомсвязи.
17 августа 2018
Загрузка...