Зачем Константин Райкин пошел на поводу моды? — Мир новостей
Сегодня 22 января 2019 г., вторник, 08:34USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152
Новости культуры и искусства

Зачем Константин Райкин пошел на поводу моды?

9 июня 2015
hits 1576

Ажиотаж вокруг  спектакля «Все оттенки голубого» напоминает о временах, когда «Сатирикон» наряду с «Ленкомом» был одним из двух самых если не творчески, то финансово и статусно благополучных театров Москвы.

Конъюнктура тут двоякая: при желании Райкина можно как превозносить за смелость и решительность, так и упрекать в стремлении «заработать на жареном». Насчет коммерческого успеха проекта сомневаться не приходится: зал продается влет, публика спешит и рвется, в том числе «целевая аудитория».

Но, к сожалению, и сам режиссер-худрук тому мешает, предваряя представление записанным на фонограмму обращением к театральным зрителям как к «духовным людям», предупреждая, что в силу «внешней темы» спектакль «покажется необычным» и т.п., но это не должно помешать разглядеть в нем «глубинный духовный призыв»; вообще в данном кратком спиче словно «духовность» с производными употребляется чаще, чем даже в «Новостях культуры» и остается лишь удивляться, что у Райкина оно не сопровождается приличествующей в аналогичных случаях пометкой «по благословению патриарха всея Руси и при поддержке министерства обороны». И это тоже настраивает не на самый лояльный по отношению к спектаклю лад. «Все оттенки голубого» - постановка во многом знаковая и значительное, причем не только как явление социальное, но и художественное.

 Герой «Оттенков» - безымянный Мальчик, в 14 лет отправленный за успехи в сочинениях на межгородскую олимпиаду и от 16-летнего соседа по нумеру ленинградской гостиницу Егору неожиданно для себя, но отчасти и предсказуемо, узнавший про свою гомосексуальность. А через некоторое время объявивший про то папе с мамой, когда родители решили развестись. Забыв про развод, папа, офицер в отставке и работник-военкомата, мама, сотрудник отдела кадров, и примкнувшая к ним бабушка-пенсионерка панически озаботились «исправлением» ребенка, которому теперь уже 16 (этот момент в спектакле чуть смазан, но насколько я понял, от «инициации» до «каминг-аута» прошло примерно года два). Ходили кино «всей семьей», чтоб продемонстрировать на личном примере образец «здоровых отношений», отправляли в музей на выставки - но всюду только «пропаганду гомосексуализма» лишний раз обнаруживали, на балет уже не пошли, вовремя вспомнив, что там «тоже все такие» и «Чайковский был из этих», вместо этого бабушка отвезла внука к «бесогону», а когда его магические пассы и заговоренная вода не помогли, отец запихал сына в наркодиспансер, где его закололи до смерти, как диссидента какого-нибудь.

Гомосексуальность как таковая в пьесе обнаруживается на уровне «поцеловался с девочкой - не понравилось, поцеловался с мальчиком – понравилось» (еще немного - и будет совсем уж как в анекдоте: «бледное подобие левой руки»). От исповедальности за версту несет графоманией. информативная (по местным меркам считай ликбезовская) составляющая, преподносимая за откровение, изобилует банальностями и штампами, причем не только, «от противного», гомофобскими, но и внутригейскими - скажем, Егор подробно останавливается на том, как трудно объяснить женщинам, что гомосексуальность - это присущая личности постоянная характеристика, а не временная блажь в ожидании встречи с «той единственной» (что, впрочем, сущая правда). Пластиковые, подсвеченные изнутри фигурки лебедей, «плавающие» по сцене под чайковскую музычку (с вкраплениями в саундтрек по мере необходимости, ну конечно же, Бори Моисеева с одной стороны и Михаила Круга с другой) создают соответствующий антураж и вполне определенное настроение. Спектакль, а пуще того пьесу, легко критиковать за отдельные несовершенства, но ей-богу, редко случается, чтоб частные недостатки в целом оборачивались такой победой.

Райкину удалось то, что до сих пор не получалось ни у кого и нигде - ни в «Практике», ни в «Гоголь-центре». Во многом, конечно, это эффект, связанный с тем, что пьеса, а с ней и сама тема вынесена из подвалов и гетто в пространство не просто большой сцены, что сознает режиссер, но и в репертуар театра, который на протяжении своей уже довольно долгой истории бывал славен чем угодно, но только не остроактуальной социальной проблематикой. Но это одна сторона, а другая - специфика собственно пьесы и постановки. В пьесе три части, и все три решены режиссером в заметно различном ключе: первая вообще стилизована под «читку»  то есть формат, типичный для документальной драмы, для фестивалей современной пьесы, применяется в совершенно неожиданном театральном контексте; вторая, при сохранении условности пространства и антуража - более традиционна по способу существования актеров в ним; третья - чистая фантасмагория, на первый (да и на второй тоже) взгляд вопиюще безвкусная, где мальчик-пациент загибается на койке в глубине сцены, а у просцениума остальные персонажи выступают с проникновенными монологами «в зал». И тем не менее в сочетании «читки» первой трети спектакля, эксцентричного динамизма второй и подчеркнутой статики третьей, включая и удаление мальчика в сопровождении родителей на подъемнике в дыму есть, как ни странно, особый смысл, которого не обнаружилось бы, если пьесу решать в единой стилистике от начала до конца.

Не говоря уже про актерские, «на разрыв», работы. За мальчика Костю выступает Никита Смольянинов, своим нервом уже давший новую жизнь Каю из «Жестоких игр» и позволивший по-новому взглянуть на одну из самых совершенных пьес выдающегося драматурга А.Н. Арбузова.

Слава Шадронов,  театральный критик

Фото: nadasuge.ru

Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Бедных россиян будут «вычислять» по-новому
Вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что в нашей стране изменится подход к измерению уровня бедности.
16 января 2019
Метеорологи рассказали, к какой погоде готовиться россиянам в феврале
Научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд рассказал о погодных прогнозах на последний зимний и первый весенний месяцы.
18 января 2019
Найдено место падения малайзийского «Боинга»
Индонезийский рыбак указал точные координаты падения в море исчезнувшего 8 марта 2014 года самолета.
16 января 2019
Составлен рейтинг лучших стран для «утечки мозгов»
Крупнейший банк Великобритании HSBS провел исследование, чтобы выяснить, какие страны наиболее подходят для высококвалифицированных иностранных специалистов, желающих работать за границей.
16 января 2019
Учёные раскрыли природу никотиновой зависимости
Самая главная причина, по которой люди начинают курить – это скука. Об этом заявил американский психиатр Дэвид Маджота.
16 января 2019
На Марсе уже есть жизнь
По мнению научного руководителя Института астрономии Российской академии наук (РАН), члена-корреспондента РАН Бориса Шустова, космические аппараты, попадающие на Красную планету, заносят туда земную жизнь.
15 января 2019
Загрузка...