В мае мы предлагаем воспользоваться льготными условиями для размещения рекламных материалов Вашей компании у нас на сайте и газете "Мир новостей"! Обращайтесь к специалистам рекламного отдела по адресу: adv@mirnov.ru.
Театр
1490

Дух Ольги Аросевой помог спектаклю Николая Коляды

Дух Ольги Аросевой помог спектаклю Николая Коляды

На сцене Театрального центра СТД РФ «На Страстном» проходит традиционный, большой рождественский театральный фестиваль «Коляда-театр «На Страстном».

В числе прочих спектаклей состоялась и долгожданная премьера спектакля «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» по мотивам произведений Николая Гоголя.

Николай Коляда писал эту пьесу специально для артистки Ольги Аросевой. Но, к сожалению, она не дожила до ее исполнения. Постановка спектакля отложилась.

Самая загадочная и странная повесть Н.В. Гоголя, которую Николай Коляда переложил на язык театра. Вся пьеса сложена, как пазл: здесь отрывки из писем писателя, незаконченные рассказы, мотивы из «Мёртвых душ» и из «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

С уверенностью можно сказать, что это еще и самая трагичная комедия Коляды.

Для тех, кто незнаком с творчеством драматурга, стоит оговориться, что спектакли театра – это всегда особая вселенная, живущая по своим законам и правилам. Зачастую остающаяся непонятой и чуждой. В его спектакли нужно заглядывать немного глубже, продираясь сквозь собственные предубеждения и формализм.

С самого начала спектакля не сцене становится всего много. Много людей, много цветных тканей, много веников, много стаканов в подстаканниках и самое главное – много-много рыб.

Рыбы – безмолвные существа. Снуют туда-сюда, холодные, скользкие, бестолковые, немые твари божьи, живущие без цели и замысла. 

Главный герой Иван Федорович такой же. Во время спектакля то и дело трансформируется в рыбу: то глухо булькает, ловя воздух, а то и вовсе «уплывает» со сцены, извиваясь по полу.

Всё вокруг, кажется, кипит жизнью. Повсюду песни, хороводы, дерево в цвету, энергичная тётка с желанием женить единственного племянника. И только Иван молчит, а даже когда говорит - коротко и невнятно - его никто не слышит. Один единственный монолог в ночи на телеге мелькнул, словно искорка, вырвавшаяся из эмоционального мира героя, и тут же погас.

Чувства постановка вызывает неоднозначные, как и все спектакли Коляды. Просто сумасшедший контраст разрывает чувства в разные стороны. На фоне невероятного буйства красок в костюмах, каких-то нелепых головных уборов, всей кружащейся шумной фантасмагории вокруг, проблемы этого маленького незаметного человечка Ивана «тридцати осьми лет», делаются совершено крошечными, незаметными, ничтожными. А его мизерное скукоженное до размеров точки сознание рождает просто ужасающие сны, где его поедают ложками с громким чавканьем. Единственным спасением Иван Федорович видел вначале только лишь получение ордена, а после приезда к тетке и не думал уже совсем. За него стала думать тетушка.

Боящийся маленький человек – излюбленный образ Гоголя.

Апофеозом всего является развязка в виде смерти Ивана Федоровича. Столь же незаметной и незначимой ни для кого, как и вся жизнь героя. Поэтому даже смерть в спектакле не выглядит трагично. Жизнь, словно лучина в избе тёмной ночью, погасла незаметно и внезапно. Да так, что никто и не заметил.

«Невозвратимо всё, что ни есть в свете» – одни из последних слов спектакля. Так и хотелось бы растолковать их Ивану. Научить жить, радоваться, любить жену, рожать детей, веселиться.

Хотелось вытащить его маленькую головку, вжатую в плечи, наружу, заставить посмотреть на мир, также как он посмотрел однажды из телеги в ночи вокруг. Но… К сожалению, это невозможно. Финал пьесы - окончательный и бесповоротный - решил все.

Василий Зиновьев.

Фото автора.

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (0)