Театр
2290 | 0

Дух Ольги Аросевой помог спектаклю Николая Коляды

Дух Ольги Аросевой помог спектаклю Николая Коляды
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

На сцене Театрального центра СТД РФ «На Страстном» проходит традиционный, большой рождественский театральный фестиваль «Коляда-театр «На Страстном».

В числе прочих спектаклей состоялась и долгожданная премьера спектакля «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка» по мотивам произведений Николая Гоголя.

Николай Коляда писал эту пьесу специально для артистки Ольги Аросевой. Но, к сожалению, она не дожила до ее исполнения. Постановка спектакля отложилась.

Самая загадочная и странная повесть Н.В. Гоголя, которую Николай Коляда переложил на язык театра. Вся пьеса сложена, как пазл: здесь отрывки из писем писателя, незаконченные рассказы, мотивы из «Мёртвых душ» и из «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

С уверенностью можно сказать, что это еще и самая трагичная комедия Коляды.

Для тех, кто незнаком с творчеством драматурга, стоит оговориться, что спектакли театра – это всегда особая вселенная, живущая по своим законам и правилам. Зачастую остающаяся непонятой и чуждой. В его спектакли нужно заглядывать немного глубже, продираясь сквозь собственные предубеждения и формализм.

С самого начала спектакля не сцене становится всего много. Много людей, много цветных тканей, много веников, много стаканов в подстаканниках и самое главное – много-много рыб.

Рыбы – безмолвные существа. Снуют туда-сюда, холодные, скользкие, бестолковые, немые твари божьи, живущие без цели и замысла. 

Главный герой Иван Федорович такой же. Во время спектакля то и дело трансформируется в рыбу: то глухо булькает, ловя воздух, а то и вовсе «уплывает» со сцены, извиваясь по полу.

Всё вокруг, кажется, кипит жизнью. Повсюду песни, хороводы, дерево в цвету, энергичная тётка с желанием женить единственного племянника. И только Иван молчит, а даже когда говорит - коротко и невнятно - его никто не слышит. Один единственный монолог в ночи на телеге мелькнул, словно искорка, вырвавшаяся из эмоционального мира героя, и тут же погас.

Чувства постановка вызывает неоднозначные, как и все спектакли Коляды. Просто сумасшедший контраст разрывает чувства в разные стороны. На фоне невероятного буйства красок в костюмах, каких-то нелепых головных уборов, всей кружащейся шумной фантасмагории вокруг, проблемы этого маленького незаметного человечка Ивана «тридцати осьми лет», делаются совершено крошечными, незаметными, ничтожными. А его мизерное скукоженное до размеров точки сознание рождает просто ужасающие сны, где его поедают ложками с громким чавканьем. Единственным спасением Иван Федорович видел вначале только лишь получение ордена, а после приезда к тетке и не думал уже совсем. За него стала думать тетушка.

Боящийся маленький человек – излюбленный образ Гоголя.

Апофеозом всего является развязка в виде смерти Ивана Федоровича. Столь же незаметной и незначимой ни для кого, как и вся жизнь героя. Поэтому даже смерть в спектакле не выглядит трагично. Жизнь, словно лучина в избе тёмной ночью, погасла незаметно и внезапно. Да так, что никто и не заметил.

«Невозвратимо всё, что ни есть в свете» – одни из последних слов спектакля. Так и хотелось бы растолковать их Ивану. Научить жить, радоваться, любить жену, рожать детей, веселиться.

Хотелось вытащить его маленькую головку, вжатую в плечи, наружу, заставить посмотреть на мир, также как он посмотрел однажды из телеги в ночи вокруг. Но… К сожалению, это невозможно. Финал пьесы - окончательный и бесповоротный - решил все.

Василий Зиновьев.

Фото автора.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.