Актеры и сотрудники «Содружества актеров Таганки» направили официальное обращение к правительству Москвы с просьбой присвоить их театру имя Николая Губенко, который ушел из жизни совсем недавно...

Идея увековечить память именно так - строкой в названии театра, который он когда-то сам и создал, - возникла буквально в день смерти Губенко. Никто из всего коллектива не возразил: а не слишком ли торопимся? Сразу стали составлять необходимый документ...
Николая Николаевича в театре любили и уважали безмерно. И не только в этом. Он пользовался авторитетом всюду и у всех. «Последний рыцарь культуры» - так сказали о нем на похоронах. И это не дежурная фраза. Он и в самом деле был рыцарем. Рыцарем, которого, судя по всему, погубил коронавирус...
СИРОТА ОДЕССКАЯ
Вообще удивительно, что в нем было столько благородства. Кто мог привить Губенко четкие и навсегда укрепившиеся в его душе представления о чести, доблести, справедливости? Ведь Николай рос сиротой!
Он родился 17 августа 1941 года в Одессе. Город уже вовсю штурмовали немецко-румынские войска. И Коля появился на свет под землей - в катакомбах. Его отец был летчиком и погиб на фронте через год после рождения сына. Мать повесили румынские оккупанты. Родителей в итоге мальчику заменили воспитатели детского дома.
Один из них по фамилии Криворучко потом написал в характеристике: «Губенко обладает хорошими способностями, но ленив и не хочет работать. Очень часто уходит со школы, но благодаря его хитрости это проходит в большинстве случаев безнаказанно. К спорту и физкультуре равнодушен. У товарищей авторитетом не пользуется, но умеет потешить товарищей. Активист кружка самодеятельности и музыкального кружка. Мечтает стать актером».
И он им стал! Сразу после школы устроился в одесский ТЮЗ. По документам его оформили как рабочего сцены. Потому что без специального образования брать талантливого парня в качестве артиста не имели права. Но по факту он как раз артистом и был.
Ежедневно выходил на сцену, был занят практически во всех спектаклях, работал на износ: без выходных, отпусков. Признавался потом, что за несколько лет своей службы в ТЮЗе прочел всего 10-15 книг. Ну некогда было читать! Зато такая интенсивная практика в театре явно помогла ему при поступлении во ВГИК.
«Я приехал в узких брюках-дудочках с огромными манжетами, - вспоминал Губенко. - Вел себя достаточно свободно, а на вступительных экзаменах пел под гитару одесские блатные песни». Вступительную комиссию репертуар не смутил. В раскованном юноше сразу признали актерский дар. И зачислили.
НАША СПРАВКА
Николай Губенко родился 17 августа 1941 года в Одессе.
В 1964 году окончил ВГИК и был принят в труппу Театра на Таганке.
С 1987 по 1991 год - главный режиссер театра.
С 1989 по 1991 год - министр культуры СССР.
С 1993 года - руководитель театра «Содружество актеров Таганки».
С 1995 по 2003 год - депутат Госдумы от КПРФ, с 2005 по 2020 год - депутат Мосгордумы,
а с 2009 года - зампред Мосгордумы.
Самые известные фильмы с участием Губенко: «Застава Ильича», «Дворянское гнездо», «Директор», «Пришел солдат с фронта», «Они сражались за Родину».
Как режиссер снял несколько картин: «Подранки», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь» и др.
Более 50 лет был женат на известной актрисе Жанне Болотовой. Детей у супругов не было.
ТАГАНКА
Николай Губенко познал вкус славы, когда еще был студентом. Сыграл в учебном спектакле «Карьера Артуро Уи» (запомним это название!) по Бертольду Брехту. И постановка неожиданно прогремела на всю Москву. О ней написали центральные газеты.
Посмотреть на Губенко в главной роли однажды пришел Юрий Любимов. Режиссер и худрук легендарного Театра на Таганке был впечатлен и сразу же пригласил молодого актера в свою труппу. Так началась история их дружбы и сотрудничества. А потом, к сожалению, история вражды.
Когда Любимова из-за его конфликтов с руководством Минкультуры и партийными бонзами вынудили уехать из СССР, Губенко возглавил театр. Но не почивал на лаврах, а настойчиво обивал пороги власть имущих с просьбой вернуть Юрия Петровича. Его вернули. Но приехал Любимов уже каким-то другим - с новыми взглядами на все, в том числе и на актеров, игравших в его постановках, и на политику театра в целом.
Поначалу противоречия между руководителем и подчиненными были тлеющими. Но через несколько лет все это переросло в открытую войну. Когда Любимов задумал уволить неугодных ему актеров, Губенко по-рыцарски встал на их защиту. Хотя лично ему увольнение не грозило. Он высказал в лицо Любимову все, что посчитал нужным, и ушел вместе с отвергнутыми мэтром артистами, основав «Содружество актеров Таганки». Это детище Николай Николаевич пестовал до конца своих дней.
«Театр - пожизненная галера, - говорил он. - Ни днем ни ночью не перестаешь думать о театре. Ночью снятся сны о нем, утром сталкиваешься с реальностью, и каждый раз это проблемы не только творческого порядка, а еще быт, зарплаты, жилье, болезни, похороны... Огромный комплекс проблем табора, который собрался неизвестно насколько».
МИНИСТР СПРАВЕДЛИВОСТИ
Но ведь не только театр был в его жизни. Губенко оставил заметный след и в кино. Причем признавался, что кино любит даже больше. Хотя сыграл не очень много ролей - всего около двадцати, и в фильмах, которые сейчас уже несколько забыты. Из тех, что все-таки запомнились зрителям, можно назвать «Дворянское гнездо», «Они сражались за Родину», «Прошу слова». И, конечно, особое место занимают картины, в которых Губенко выступил и как актер, и как режиссер: «Пришел солдат с фронта», «Подранки», «Из жизни отдыхающих», «И жизнь, и слезы, и любовь».
Свой последний фильм - «Запретная зона» - Николай Николаевич снял в 1988-м. После чего стал министром культуры СССР. Последним в истории этого государства, как оказалось. И самым демократичным. Он сам рассказывал, что любой мог открыть дверь его кабинета просто ногой. К нему приходили с самыми различными проблемами и просьбами, Губенко старался каждому помочь. И помогал!
После развала СССР он был депутатом Госдумы, потом - депутатом Московской городской думы. Стал даже зампредседателя депутатского собрания и занимал этот пост до самой своей смерти. И до последнего дня оставался в рядах компартии, потому что не считал возможным менять свои убеждения.
«Я не оголтелый поклонник идеологии коммунизма, - говорил Николай Губенко, - но оголтелый поклонник справедливости».
РОКОВАЯ РЕПЕТИЦИЯ
Справедливость он всегда ставил во главу угла, а еще верность. Он был верен выбранным для себя моральным принципам, верен родному, с нуля созданному театру, верен КПРФ, верен жене...
С супругой Жанной Болотовой прожил 50 лет! Причем красавица-актриса еще в самом начале отношений уходила от него к другому мужчине - художнику Николаю Двигубскому. Увлеклась им и даже выскочила за него замуж.
Брошенный актер поклялся: сделает все, чтобы любимая женщина снова была с ним! И добился своего. Болотова развелась с Двигубским и отправилась в ЗАГС с преданным Губенко.
Детей у них, увы, не было. Поэтому любовь и заботу супруги дарили только друг другу. Практически никогда не расставались. Неудивительно, что в конце марта этого года они и заболели вместе. Подхватили коронавирус.
Где? Как? Ведь оба строго соблюдали самоизоляцию, никуда не выходили. Исключение сделали лишь для репетиции спектакля «Карьера Артуро Уи», с которого началось когда-то актерское восхождение Губенко. Он решил возродить постановку. Посетил вместе с супругой всего один прогон, пообщался с приглашенным из Германии режиссером и... заразился.
Губенко и Болотова сумели тогда выкарабкаться. Но, видимо, последствия опасной инфекции подорвали жизненные силы Николая Николаевича. Возникли проблемы с сердцем. 16 августа оно остановилось. Получается, что в смерти «последнего рыцаря культуры» отчасти повинна проклятая «корона». И... спектакль, когда-то принесший ему славу. Так причудливо судьба закольцевала биографию Николая Губенко. Причем и по датам тоже. Актер всего день не дожил до своего 79-летия. Похоронили его на Кунцевском кладбище столицы...
Лидия Мезина.
Фото: РИА «Новости»/
В. Вяткин