У персонажей многих детских сказок были реальные прототипы. Но выяснилось это не так давно - когда за дело взялись литературные детективы.
Невероятной популярностью в нашей стране пользуется сказка Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», написанная в 1936 году.
Работа над этим произведением началась во время эмиграции писателя. Толстой решил перевести на русский язык популярную итальянскую детскую книгу «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди. В итоге повесть была существенно переработана и в России имела куда больший успех, чем вышедший позднее оригинал.
Тем временем итальянские исследователи доподлинно установили, что Пиноккио, он же Буратино, существовал на самом деле.
Во время раскопок древнего кладбища в районе аббатства Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции археологи обнаружили захоронение, в котором покоился прах человека, при жизни носившего имя Пиноккио Санчес.
Популярное имя заставило исследователей внимательно присмотреться к кладбищу, на котором обнаружилась и могила писателя, литературного отца Пиноккио Карло Коллоди. Выяснилось, что жили они в одно и то же время.
Мало того, Пиноккио Санчес при жизни имел деревянные протезы конечностей и носа, то есть действительно был деревянным человеком.
Вскоре обнаружился и «папа Карло». Им оказался мастер Карло Бестульджи, несколько столетий назад изготовивший протезы для «деревянного человека».
После того как удивительные подробности реального существования Пиноккио - Буратино были доказаны, историки выяснили его реальную биографию. Оказалось, что родился Пиноккио в 1760 году. В его развитии произошел сбой - мальчик остался карликом.
Тем не менее в 18 лет его забрали в армию. Более 15 лет Пиноккио Санчес отслужил барабанщиком, но домой вернулся инвалидом. Тогда живший неподалеку Карло Бестульджи заменил ему изуродованные войной конечности деревянными, включая знаменитый нос. «Обновленный» Пиноккио поступил артистом в балаганный театр и прослужил в нем около 10 лет.
Не менее интересна и судьба реального доктора Айболита - незабвенного персонажа сказок Корнея Чуковского. Правда, на роль прототипа доктора Айболита претендуют сразу три выдающихся человека.
Первый из них - Тимофей Осипович Шабад, врач из Вильнюса, самый добрый человек, которого встречал в своей жизни Чуковский. Об этом писатель лично признавался на страницах «Пионерской правды», уверяя, что именно Шабад стал прототипом доктора Айболита.
Врач на собственные средства содержал столовую для бедных и приют для бездомных. Часто вылеченные им дети тут же несли к врачу своих заболевших животных, и доброму доктору пришлось стать еще и ветеринаром.
В 2007 году Шабаду установили в Вильнюсе памятник. На нем старичок, похожий на Айболита, стоит рядом с девочкой, которая держит на руках котенка.
Тем не менее надоумил Чуковского на создание образа доктора Айболита, скорее всего, доктор Дулиттл, сочиненный Хью Лофтингом в окопах Первой мировой войны. Его герой знал язык животных и птиц, а также помогал им бороться с пиратами.
Третьим претендентом на роль доброго доктора Айболита является известный русский врач Петр Изергин, специалист по костному туберкулезу. Он лечил дочь Чуковского Мусю. И Корней Иванович не упустил случая отобразить его черты в своих стихотворных сказках.
Дмитрий Соколов.