Новости культуры и искусства
3692

Как Анна из тропиков пришла на Тверскую, 23...

Как Анна из тропиков пришла на Тверскую, 23...

В пьесе «Анна в тропиках», премьера которой состоялась на сцене электротеатра Станиславского, речь идет о кубинских эмигрантах, работающих в Америке на табачной фабрике. Действие происходит во Флориде незадолго до 1931 года, когда исчезла традиция «чтецов», а прежде рабочим, крутильщицам и нарезальщицам, в основном, естественно, женщинам, специально обученный человек читал какую-нибудь увлекательную книжку.

После смерти старого чтеца на фабрике «Сантьяго» встречают молодого иностранца, и он сходу предлагает пополнить репертуар «Анной Карениной» Толстого. Обе дочери хозяйки фабрики Офелии и другие работницы в восторге, героини сразу начинают примерять ситуации и образы из романа на себя. Однако Сантьяго, владелец фабрики, слишком много проиграл на петушиных боях и задолжал дальнему родственнику, живущему в их доме Честеру, внебрачному потомку одного из членов семьи, приехавшему с севера и не принимающему многих местных традиций, а пуще всего ненавидящему чтецов - с одним из них когда-то убежала от него жена.

Как Анна из тропиков пришла на Тверскую, 23...

Логическим образом сюжет, поставленный в параллель с «Анной Карениной», ведет к трагической развязке: Честер насилует младшую дочь Сантьяго и Офелии, а чтеца убивает из пистолета. Но работники фабрики просят «продолжать читать». Иначе жизнь героев Толстого оборвется так же преждевременно, как жизнь чтеца.

В продолжении действия Честер исчезает со сцены и криминально-мелодраматическая фабула, и без того не слишком увлекательная, окончательно переводится в абстрактно-аллегорическую плоскость. Жертва насилия, милая девушка Морелла, писающаяся от волнения в экстремальных обстоятельствах, немного  склонна к бытовой магии, во всяком случае, сгорая от желания встречи с молодым чтецом она может  написать на бумажке имя и положить его в сладкую воду с корицей. Однако, пробиться через «магический реализм», через какой-нибудь стилизованный ритуал конкретно к тому, что же случилось на фабрике после праздника в честь запуска в производство нового сорта сигар, мне не удалось.

Как Анна из тропиков пришла на Тверскую, 23...

Действие отнесено в прошлое почти на сто лет, пьеса Круза относительно недавняя, написана  в нынешнем веке. По сути же «Анна в тропиках» - социальная драма с этническим колоритом. И коль скоро спектакль начинается с кубинских танцев в фойе, а продолжается в сопровождении живого оркестра в правой части игровой площадки, то казалось бы разыгрываться тропические страсти под жгучие ритмы могли бы более эротично. К сожалению - и, может быть, это главный, и, наверное, единственный недостаток постановки - массовые сцены, танцевальные пары ничуть не «зажигательны», они лишь обозначают и танец, и подразумевающийся под парными танцами секс, все не просто аккуратно и стильно, но и анемично, да и технически неважно по современным меркам, когда студенты театральных вузов с первых же курсов способны показать высокий класс как минимум в области сцендвижения.

Как Анна из тропиков пришла на Тверскую, 23...

У руководящего «Электротеатром» Юхананова и приглашенного им Огарева номинально - общая, васильевская генетика. Однако у Юхананова разброс пошире - от «Стойкого принципа» и «Сверлийцев» до «Дома-2». Огарев сам себя сузил - были и «Малороссийские песни», и другие достаточно безоглядные в плане коммерческого, зрительского успеха работы, но в основном - антрепризные комедии, ностальгические мелодрамы в репертуарных театрах, в лучшем случае - поэтические спектакли в родной ШДИ.

Как Анна из тропиков пришла на Тверскую, 23...

«Анна в тропиках» сочетает в себе элементы музыкально-поэтического перформанса с легким этно-ритуальным налетом (без сектантского фанатизма, как любил А.Васильев - мирно, гламурно, красиво упаковано) и романтико-ностальгической мелодрамы. К тому располагает и пространство - вместо уже ставшего привычным после «Вакханок» и «Синей птицы» амфитеатра - вытянутая во всю длину бывшего зрительного зала площадка и вдоль стены - три ряда стульев для публики. Слева подиум, слегка меблированный - фабрика; справа еще подиум - для оркестрика; в центре - три окна-экрана, видеопроекции как крупных планов действующих лиц, так и фотоинсталляции - интерьеров, приморских пейзажей, вплоть до видов зимнего Петербурга. На полу - бумажные листья. Сверху - бумажные облачка. А по импровизированной авансцене ходит туда-сюда и шелестит прямо перед лицами сидящих в импровизированном первом ряду импровизированный занавес. Короче, «атмосфера» создана...

Следующий раз страсти по «Анне Карениной» в Электротеатре Станиславский будут разыграны 11 и 12 апреля.

Слава Шадронов

Фото: Наталия Чебан

Как Анна из тропиков пришла на Тверскую, 23...

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (0)

© 2020. Сетевое издание «Мир Новостей». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-58901 от 05.08.2014 г.

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации mirnov.ru.

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если Вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности

16+
Top.Mail.Ru