Дмитрий Аксенов - актер, создавший свой собственный театральный проект под названием «Шухер», соединивший в себе сразу несколько жанров искусства - кино, драматическое искусство и песчаное шоу. Премьера этого ноу-хау недавно с большим успехом прошла в Москве и вызвала огромный интерес зрителей.
Он узнаваем на лицо - не зря же сыграл в свои 46 лет более, чем в 30 фильмах и сериалах, в том числе в «Часе Волкова», «Глухаре», «Врачебной тайне» и др., является постоянным гостем различных телешоу. А еще он - бывший летчик, после школы закончил летное училище…
- Дмитрий, как летчик стал актером?
- Я же из столицы бурлаков, у меня все предки Волгари. Они люди шебутные, баржи на себе по реке таскали. Поэтому и я: вчера - летчик, сегодня - артист, а завтра может в почтальоны заделаюсь…
Если серьезно, я актером с детства мечтал стать. Моя бабушка киномехаником работала, и я все летние каникулы вместо того, чтобы в футбол гонять и на велике кататься, как делали все мои друзья, просиживал в зале кинотеатра… Кстати летное прошлое тоже не пропало даром – уже несколько лет подряд комментирую авиашоу и чемпионаты по вертолетному спорту у нас в Подмосковье, в «Лисьей норе».
- Сами летаете?
- Пока нет. Заново нужно допуск к полетам получать, а это дело серьезное. Может, в следующем году.
Наша справка
Осенью на большие гастроли по Подмосковью отправится знаменитый театральный проект заслуженного артиста Дмитрия Аксенова «Шухер». Дмитрий поставил спектакль по своим рассказам, и играет там одновременно 10 ролей. В спектакле неожиданно соединились сразу несколько жанров искусства - кино, драматическое действие и такое авангардное направление как песочное шоу. Чтобы сделать этот спектакль Дмитрий специально брал уроки по песчаной живописи у одного из лучших художников в этом направлении Сергея Назарова.
- Говорят что ваш спектакль, как-то неожиданно всегда начинается, чуть ли не со скандала?
- Скорее с провокации, в которую вовлечен весь зал… Ну а когда подвох раскрывается, публика приходит в необыкновенный восторг. Так что начинается все с восторга… Этому фокусу я научился у великого клоуна Славы Полунина решил использовать в его спектакле.
- О чем спектакль? Опять криминал, разборки, хулиганы?
- А вот и нет, совсем о другом. Великий Вуди Аллен в одном из моих любимых фильмов сказал: «Нет сомнений, что удивительное рядом, единственный вопрос - есть ли там парковка, и до которого часа открыто». Для меня эта парковка по-прежнему работает круглосуточно - это детство, о нем и спектакль. Думаю, сюжет пересказывать не стоит - неинтересно будет смотреть. Приходите сами увидите.
Почему «Шухер»? Все просто - чтобы воспроизвести на сцене все то, о что я задумал, понадобились, мягко говоря, не совсем обычные средства выражения. В спектакле смешение всех стилей, жанров и направлений - от изобразительного искусства до stund up. Все это и есть театральный шухер. Он на сцене, и в зале, в выступлении музыкантов и на киноэкране. Это слово у которого нет точного перевода, но когда его произносят, всем понятно: «что-то произошло, и с этим нужно что-то делать...»
ВСТРЕЧА С ЧИНГИЗОМ АЙТМАТОВЫМ
- Дмитрий, вы играли главную роль в спектакле «Тавро Кассандры» в театре Спесивцева, буквально за несколько месяцев до смерти Айтматова, встречались с ним. Расскажите об этой встрече. Я слышал, в ней был некий налет мистики.
- Да, это действительно было так. У Спесивцева был день рождения. Мы у него в кабинете отмечали, одновременно он распределял роли. Мне дали главную роль, хотя до этого я романа не читал. И вдруг с вахты звонят и говорят: сам Чингиз Айтматов! А он не должен был быть в России, потому что в это время еще должен был находиться во Франции. Ну, Спесивцев решил, что над ним кто-то шутит, все-таки день рождения. И говорит: «Ну, пусть заходит, мы здесь как раз его ждем». И вдруг, раскрывается дверь, входит Айтматов, с целой когортой помощников, друзей. На самом деле он пришел поздравить Вячеслава Семеновича!
Сидим, выпиваем. Спесивцев представляет меня Чингизу Торекуловичу: «Вот актер, играет в спектакле по твоему роману главную роль, Ордака». А я не знаю, что и делать. Передо мной сидит практически Лев Толстой! А я ее не читал! А он спрашивает у меня: «Ну, как собираетесь эту роль строить? Ведь это не простой человек». Я и отвечаю: «Да так, как Константин Сергеевич Станиславский сказал: в сложном искать плохое и простое, а в простом - сложное и хорошее». Ему понравилось.
- Недавно умер великий писатель Габриэль Гарсиа Маркес, а вы ведь играли в спектакле «Сто лет одиночества». Говорят, что во время гастролей на Кубе с вами тоже произошел какой-то мистический случай...
- Да, я только пришел в театр, лет 20 назад, у меня тогда даже загранпаспорта не было. Меня сразу утвердили на главную роль. Сделали загранпаспорт, а через неделю надо было лететь - вначале в Мексику, на фестиваль латиноамериканских театров, потом на Кубу. На Кубе тогда я увидел такое количество пионеров, сколько во времена детства и юности не видел в России. Что интересно, там мы играли на испанском языке. Вначале тут учили испанский язык, а потом, можно сказать, практиковались.
На Кубе было два интересных случая. В Министерстве обороны, которое тогда возглавлял Рауль Кастро, нынешний руководитель страны, мы играли спектакль. А мой герой был очень похож на Че Гевару. И по ходу действия он из своих красных шаровар, которые снимал с себя, делал красный флаг и размахивал ими. После первого показа к нам подошел один генерал, приближенный к Кастро человек и спрашивает: «Вы это кого показываете? Нашего товарища Че?» Мы пытались объяснить, мол, нет, это образ такой, собирательный, революционера, в чем-то гротесковый. Но нам сказали: «Знаете что, либо вы играете без этого образа, либо уезжаете завтра из страны». Вот так флаг из красных трусов чуть не обернулся для нас высылкой из страны. Мизансцену сняли.
Второй случай был с нашей переводчицей. Там ведь тогда было невероятное количество малолетних бандитов. Часы снимали с руки на раз. Нас предупредили, чтобы мы женщин своих не отпускали одних, да и сами без сопровождения не ходили. Мы пошли вместе, группой, но зазевались, и у нашей переводчицы, Ирина Константиновны, какой - то парень, ехавший на велосипеде, вырвал сумочку. А у нее там документы, загранпаспорт. По местному телевидению дали объявление: сумочка потеряна, тем, кто найдет, звоните по такому-то телефону. А наша переводчица была знакома с самим Раулем Кастро. Шум поднялся необыкновенный. И тогда пригласил местный Дон Корлеоно. самый главный «смотрящий» за преступниками. Поговорил с нами, обещал помочь. Но в результате, сумку так и не нашли. Ничего не помогло.
УЧИЛ ЖИЗНИ АЛЕКСЕЯ ПАНИНА
- Почему вы ушли от Спесивцева?
- Вначале просто стал много сниматься в кино, а работа в театре все таки требует отдачи огромной, но с Вячеславом Семеновичем мы расстались нормально, друзьями и продолжаем общаться.
- А с кем из известных артистов играли вместе, какие впечатления от общения сними?
- Мы в театре Спесивцева играли вместе с Лешей Паниным. Он пришел туда совсем мальчишкой, лет 17-ти, а я молодым человеком, но уже с жизненным опытом. Он ведь на девять лет меня моложе. Я его учил жизни, он совсем зеленый был. А потом, когда он стал известным, сыграл в «ДМБ» Романа Качанова, и в «Звезде», меня утвердили на одну роль в сериале «Солдаты» вместе с Алексеем. Мне режиссер говорит: «Вы будете сниматься с очень известным актером, но у него непростой характер. Попытайтесь найти с ним общий язык». Но фамилию не называет. Мне стало так интересно. Прихожу на съемочную площадку: ба, да это Леша! Ну, мы обнялись, и нормально играли. Никакой звездности, полное взаимопонимание. Все удивлялись.
- Он тогда был еще адекватен, и так не пил?
- Леша всегда, с юности был человеком необычным. Немного нервным, раздражительным. Но не скажу, чтобы он блистал на сцене. Мы года четыре играли в спектакле «Капитаны песка». Я бы не сказал, чтобы он пил сильно. На съемках точно не пил. Всегда трезвый на репетиции приходил. Что с ним потом уже случилось я не могу понять. Может, действительно, заболел звездной болезнью, а может так личная жизнь его побила. Но я подозреваю, что процентов на семьдесят причина его дебошей - в желании эпатировать публику, чтобы о нем говорили, писали. Потому что в значимых фильмах он не работает, в спектаклях больших не работает. Вот и чудит. Хотя я бы ради пиара так позорить себя не стал бы.
- Вообще в театре, кино много подводных камней, подсиживания, интриг?
- В театре Спесивцева этого точно не было. Мне вот дали в 35 лет звание Заслуженного артиста России. В кино тоже нет, кого режиссер или продюсер утвердит, тот и играет. Ну какие тут интриги и подсиживания?
ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ РАБОТАЛ В КАЗИНО
- Знаю, что в прошлом вы часто бывали в казино. Азарт игры?
- К счастью нет, как говорят профи, я не «шпилю». Хотя отработал в казино почти 15 лет, с тех пор, как они появились у нас Москве и до самого закрытия. Застал бандитские времена, когда с выигрышем охрана просто не выпускала. Игроки тогда, чтобы просто уйти из заведения, вызывали «скорую» или пожарников. Был знаком даже со «счетчиком» из физтеха, который в блэк-джеке просчитывал наперед три колоды, и знал жуликов с камерами в запонках для слежки за крупье. В общем, опыт в казино у меня огромный… Я там работал ведущим розыгрышей и шоу. Писал сценарии, делал программы.
- И за все время ни разу не сыграл?
- В фильме Скорсезе главный герой произносит великую фразу: «В казино всегда выигрывает только казино».
В казино, где я работал, играть мне было запрещено, пару раз я пробовал играть в других заведениях, благо их было тогда много, но безуспешно. Может оно и к лучшему, ведь многие мои и знакомые оставили за покером и блэк-джеком не одну квартиру и машину. Хотя есть и исключения. Например, однажды на моих глазах человек снял несколько миллионов долларов. Но после этого заведение закрылось…
Андрей Князев