Криминальные новости. Чрезвычайные происшествия
3021 | 0

Доили природу - и вот результат!

Доили природу - и вот результат!
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

На ТЭЦ компании «Норникель» в Норильске из-за аварии огромное количество дизельного топлива ушло в прилегающие воды.

Эта экокатастрофа - результат агрессивного использования человеком природы, уверены экологи. А еще она обнажила огромную проблему - освоение человеком Арктики нужно срочно пересматривать: мерзлота тает, и впереди нас ждут новые техногенные катастрофы.

29 мая на ТЭЦ-3, принадлежащей дочерней компании «Норникеля», из-за просадки опор фундамента более 21 тыс. тонн дизельного топлива ушло в местные водоемы. На территории Красноярского края был введен режим ЧС.

На днях МЧС сообщило о том, что разлив топлива локализован. Теперь идут работы по ликвидации последствий аварии. Глава ГМК «Норильский никель» Владимир Потанин пообещал президенту России, что компания возьмет на себя расходы по ликвидации последствий аварии, а на это потребуется более 10 млрд рублей.

В «Норникеле» считают, что потепление в условиях вечной мерзлоты сдвинуло опоры под цистернами. По крайней мере, теперь проверки ожидаются на всех промышленных предприятиях в Арктической зоне. Президент попросил правительство срочно внести в природоохранное законодательство изменения, чтобы в будущем не допускать подобных ситуаций.

УЩЕРБ НА МНОГО-МНОГО ЛЕТ ВПЕРЕД

«Успешная локализация пятна не означает, что в озеро не попали загрязняющие вещества, - сказал «МН» Алексей Книжников, руководитель программы по экологической ответственности бизнеса WWF России. - Самые токсичные компоненты дизтоплива - бензол, толуол, этилбензол и ксилол. Они в значительных объемах растворятся в воде, собрать бонами их будет невозможно. Сейчас очень важно срочно наладить мониторинг качества воды ниже по течению вплоть до устья реки Пясины, где расположен один из кластеров Большого Арктического заповедника».

По рекам Амбарной и Пясине загрязненная топливом вода неизбежно дойдет до Карского моря.

«Это трагедия. Погибнет неисчислимое количество животных, - говорит Владимир Латка, эколог, биолог. - Река - это кровеносная артерия тундры. Если по артерии течет яд - это значит, что все прилегающие ткани и органы будут убиты. Проблема в том, что дизельное топливо более токсично, чем нефть, оно быстро погружается на глубину, его почти невозможно собирать с поверхности, оно движется на всех глубинах. Как его забирать? Сорбентов нет. Ущерб экосистемам, животному и растительному миру этой территории будет колоссальный, на много-много лет вперед».

«Даже если не знать всей полноты информации, а делать выводы по официальным данным, это глобальная экологическая катастрофа, которая отразится и на Арктическом бассейне. Еще вопрос, какое количество нефтепродуктов уже успело уйти в реки и океан, - замечает Никита Овсяников, доктор биологических наук, зоолог-исследователь, специалист по полярным животным. - Мы по опыту прежних катастроф знаем, что информация скрывается, дается дозированно, официальная интерпретация не будет соответствовать действительности. А последствия будут длительные. Пострадают и морские акватории, фауна. Еще более опасно, что все произошло весной, в период размножения разных видов животных - от планктона до птиц и млекопитающих».

МЕРЗЛОТА НЕ ВЕЧНА

Разговоры о том, что климат меняется и в первую очередь это влияет на Арктику, ведутся уже лет 35, особенно активно в последние 20 лет.

«Прогнозы, которые делались, например, в 2011 году, оправдываются сейчас на 100 процентов, - продолжает Владимир Латка. - Климатологи и экологи постоянно твердят об антропогенных угрозах, из года в год приводят новые доказательства, но их не слушали тогда и не слушают сейчас. Баренцево и Карское море из-за отсутствия льда перестают работать как кухня погоды для европейского климата. Воздушные массы начинают двигаться иначе, не так, как прописано в учебниках. Ученые это видели, просчитали эффекты и предупреждали. С нулевым, как всегда, эффектом».

Климат на планете менялся циклически и постоянно. Но это было раньше. Теперь климат диктует человек.

«Все основные метеорологические организации мира, в том числе Росгидромет, подтверждают ключевую роль человека в изменении климата. Но только это неуправляемый процесс, поскольку у нас не все в порядке с головой, - говорит Владимир Латка. - Мы поджариваем климат и не можем остановиться. Даже если мы серьезно сократим выбросы парниковых газов и все страны выполнят свои международные обязательства, Парижское соглашение, разогрев планеты мы не остановим, а только притормозим».

«Мерзлота тает уже не первое десятилетие, это особенно видно, когда работаешь в Арктике, - рассказывает Никита Овсяников. - Замороженная столетиями тундра оползает, превращается в грязь, открываются ранее замороженные слои веществ, которые теперь вымываются. А это в том числе и радиоактивные отходы, которые когда-то в заваренных бочках опускали в море. Теперь все это выносится в воды. В частности, массовая гибель кольчатой нерпы в 2011 году связывалась именно с этим процессом. А какого масштаба отходы там были, известно. Сейчас из-за таяния мерзлоты все эти процессы усиливаются. В Арктику сносятся потоки из южных морей, из тундры. Программа по очистке Арктики от накопленных старых загрязнений необходима, но все идет с большим опозданием».

* Мониторинг разлива топлива в Норильске. Боновые заграждения на реке Амбарной.

 

ПОРА МЕНЯТЬ ПОДХОДЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ

Здания в Норильске - и технические сооружения, и жилые дома - вообще давно одряхлели. Строить в Арктике надо с оглядкой. Кстати, «Норникелю» еще несколько лет назад предлагали использовать специальное оборудование, которое отслеживало бы изменения в грунте и в конструкциях. Переговоры, увы, не увенчались успехом. А время подтвердило: экономить на таких технологиях - себе дороже.

О том, что нормы строительства в Арктике надо менять, специалисты отрасли предупреждали давно. Например, в Институте мерзлотоведения СО РАН еще несколько лет назад напоминали, что с 60-х годов ХХ века температура в зоне вечной мерзлоты растет, температура грунта скачет от минус 13 до минус 3 градусов. За последние 30 лет вечная мерзлота «потеплела» на 2 градуса.

На Севере обычно строят здания на сваях, чтобы низ проветривался. Если под зданием окажется подтаявшая земля, грунт, промерзая, может вытолкнуть сваи. Чтобы не допускать подтаивания, специальными установками замораживают грунт, тогда фундамент не деформируется.

«Издавна известны разные технологии, как не допустить повреждения строений на мерзлотных грунтах. Но проблема в том, что раньше строители думали совсем о другом: не было почти непрерывного сокращения, исчезновения вечной мерзлоты. Вопрос не в ошибках строительства, просто климат кардинально изменился. Прежние технологии опирались на то, что строения держит лед. А теперь лед поплыл. И все трещит по швам», - объясняет Владимир Латка.

Изменилась физическая среда, в которой установлены все эти здания, заводы, трубопроводы, столбы, мосты, дороги. Фундамента больше нет. А значит, чтобы в нынешних условиях что-то строить на Севере, надо исходить из того, что вечной мерзлоты больше не будет.

«Надо применять южные технологии, - считает Владимир Латка. - Строить в летний период, предварительно размораживать стройплощадку, делать даже более мощные фундаменты, чем на юге, учитывая, что земля будет регулярно замерзать и таять, а весенние подтопления или половодья будут из года в год нарастать».

Северные широты осваиваются и за рубежом. Скажем, в Норвегии это получается вполне успешно. Но все же не может быть нефтедобывающей промышленности без потенциальной опасности техногенных катастроф и разливов, подчеркивают эксперты.

«И это происходит все время, и не только в Арктике. Но здесь все осложняется ледовыми условиями, ликвидация последствий тяжелее и риск выше, - заявляет Никита Овсяников. - Россия сейчас покупает западные технологии для таких работ, а также использует военные технологии советского периода. Но все равно главная причина проблем - колониальная модель освоения ресурсов в нашей стране. Все нацелено на выкачивание ресурсов для получения прибыли. А вклада в модернизацию, в улучшение инфраструктуры нет. Надо вкладываться в повышение безопасности, этого не делается. И катастрофа в Норильске - яркий пример того, к чему это приводит. Доили природу - и вот результат».

Марина Лепина.

Фото: Роскосмос,

пресс-служба компании

«Норильский никель».

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.