16 мая стало черным днем для российского космоса. В минувшую субботу, точно так же, как ровно год назад, ракета-носитель «Протон-М» вновь потеряла спутник, сгорев в плотных слоях атмосферы.
На этот раз история вышла еще более скандальная - был утрачен не российский, а мексиканский телекоммуникационный спутник MexSat-1. 16 мая 2014 г. примерно так же «приказал долго жить» «Протон» с российским спутником «Экспресс АМ4Р».
В нынешнем году к «Протону» внезапно присоединился грузовой корабль «Прогресс М-27М». 28 апреля после запуска он вышел на нештатную орбиту и не доставил космонавтам на МКС продукты, воздух и горючее. Еще один запуск «Протона» с еще одним спутником «Экспресс» был совсем недавно перенесен из-за неполадок, обнаруженных на старте.
Удивительно, что в случае с нынешним «Протоном» повторилась не только дата неудачного запуска, но и причина, по которой мы год назад потеряли «Экспресс-АМ4Р». Похоже, вновь подвел некачественный подшипник в рулевом двигателе третьей ступени ракеты. Впрочем, и действия властей, последовавшие после очередного фатального запуска, вызвали ощущение дежавю. Премьер-министр Дмитрий Медведев снова дал указание разобраться в происшедшем, сделать выводы... Опять ученые и инженеры, объединенные в очередную государственную комиссию, приступили к расследованию причин катастрофы, а запуски были временно остановлены.
Как всегда, когда падает очередная наша ракета, находятся любители порассуждать о диверсиях. Депутат Госдумы Михаил Дегтярев в интервью «Русской службе новостей» предложил подключить к расследованию спецслужбы. «Несколько лет все пуски были успешными. Сегодня мы видим подряд две аварии двух разных ракет накануне реформы ракетно-космической отрасли, - размышляет Михаил Дегтярев. - Президент вносит в Госдуму законопроект о создании госкорпорации Роскосмос, и сразу падают две совершенно разные ракеты. Здесь надо, в первую очередь, работать органам госбезопасности и искать причину или вне страны или внутри отрасли, но именно с точки зрения технической диверсии. Так просто не бывает». По мнению Дегтярева, чтобы исключить возможность диверсий в будущем, надо активно работать над формированием идеологии работников ракетно-космической отрасли: «Каждый в отрасли должен понимать, зачем он крутит гайки, собирает ракеты или управляет предприятием - чтобы Россия была мощной державой, чтобы обстановка вокруг страны была спокойной, чтобы ракеты успешно выводили спутники и аппараты в космос».
Идеология – вещь хорошая. Как без идеологии? Однако и значение ее все-таки не стоит преувеличивать. И уж конечно, никакая идеология не заменит квалификации, профессионализма. А вот с этим у нас «напряженка». Неслучайно другие депутаты-коллеги г-на Дегтярева в качестве объяснения провалов в космической отрасли приводили «вагон и маленькую тележку» проблем с подготовкой кадров. Тем более что причиной июльской 2013 г. аварии «Протона» была официально признана неправильная установка датчиков угловых скоростей. Говорят, установить их неправильно было крайне сложно - места, которые были для них предназначены, имеют определенную форму, под конкретный датчик. Этот прием называется «защитой от дурака». Однако какой-то молодой сборщик установил-таки три из шести датчиков «вверх ногами с применением силового воздействия», как значится в официальном отчете комиссии Роскосмоса. Иначе говоря, взял парень молоток и как следует врезал по датчику, вот тот и встал, куда ему предназначено не было.
Эксперты говорят, что, несмотря на все усилия, восстановить кадровый потенциал в космической сфере пока так и не удалось. Предложение квалифицированных кадров ИТР снизилось, а стимулов для работы на предприятиях отрасли, видимо, оказалось недостаточно. Между тем дела и в космической, и во всех прочих отраслях нашей экономики можно поправить вовсе не изобретением какой-то «идеологии» и даже не начальственным рыком, а только делая ставку на профессионалов и обеспечивая им достойные условия труда и его оплаты. Давно пора восстановить бездумно разрушенную в ходе «демократических реформ» систему профессионально-технического обучения, холить и лелеять немногих старых мастеров, которые еще остались на предприятиях ОПК, щедро стимулируя рублем их работу с молодежью. Правда, возникает следующий вопрос: откуда эта самая молодежь возьмется? Возможно, отчасти спасет положение недавно подписанный президентом документ об изменениях в альтернативной службе. «Часть молодых людей, которые нужны для работы на оборонных предприятиях, будут проходить альтернативную службу по месту работы в так называемых производственных ротах», - пояснил идею Владимир Путин. Главное, чтобы «ротными» у них оказались не случайные люди, не какие-нибудь блатники, а настоящие мастера. У которых ракеты не падают.