Регионы нашей страны теперь делятся на те, что в трубе, и те, что на трубе. Нефтяной. Этот вывод корреспонденты «Мира новостей» сделали, прочитав отчет Независимого института социальной политики. По мнению ученых, подавляющее число субъектов РФ капитально увязло в долгах и отдать их не сможет.
Регионы в состоянии дефолта Удмуртская Республика, Относительно благополучные регионы Сахалинская обл., |
ДОЛГИ РАСТУТ КАК НА ДРОЖЖАХ
Как говорят эксперты, если судить по уровню долговой нагрузки, бюджетной обеспеченности и дотационности, в России есть богатые регионы - нефтедобывающие и федеральные города, регионы с относительно низким долгом, регионы-середняки, слаборазвитые и регионы в состоянии дефолта.
Относительно благополучных всего шесть. Среди них Ханты-Мансийский автономный округ, Тюмень, Сахалин и другие «райские» уголки. Как в этот список попали Москва и Санкт-Петербург, мы поняли, когда узнали от экономистов: 30% прибыли столичные бизнесмены имеют... от добычи нефти.
К слову, проживание в богатом регионе не освобождает его население от социальных проблем. Буквально несколько дней назад в «золотом» Ямало-Ненецком автономном округе в городе Надыме закрылся единственный роддом, обслуживавший территорию в 200-300 километров. В 2013-м от внутрибольничной инфекции там умерли четыре младенца, и капремонт в здании растянулся на годы. А казалось бы, и с соцрасходами в ЯНАО все нормально, и долгов мало.
Но мы отступили от темы... Регионов-банкротов в России двадцать. Это Удмуртия и Амурская область с дефицитом более 20% при долге свыше 80%, Костромская, Смоленская области или, к примеру, Мордовия с долгом более 100% доходов.
Остальные, как в пословице, «владеют городом, а помирают голодом». Доля трансфертов сокращается, поскольку сжимается федеральный бюджет. Главными проектами правительства РФ назначены Крым, Кавказ и Дальний Восток. Регионам, которых Москва не сочла точками роста, приходится выкручиваться самостоятельно.
В Мурманской области, где дефицит бюджета равен 3,6 млрд рублей, власти пытаются решить финансовые проблемы традиционным способом - берут в долг. И чем дальше, тем больше. У региона уже есть обязательства перед банками, но ситуация не улучшается. На днях на сайте государственного заказа появились результаты трех аукционов на получение кредитов. В рамках торгов местное правительство привлекает
3 млрд рублей под 17,5% годовых, то есть около 4 тысяч рублей на каждого жителя Заполярья.
Администрация Ивановской области экономит на заработной плате бюджетников - отказалась повышать ее учителям, хотя собиралась выполнять майские указы президента РФ, подписанные в 2012 году.
Власти Удмуртии надеются сохранить 2 млрд рублей, сократив расходы на строительство дорог. Правительство Ульяновской области в целях оптимизации бюджета уволило 31% госслужащих, но почему-то на 12% увеличило зарплату уцелевшим чиновникам.
Пожалуй, единственный регион, где дефицит бюджета уменьшился за счет снижения расходов на содержание государственного аппарата, - Челябинская область. И помогло - долг уменьшился на 998 млн рублей.
О ХОРОШО ОРГАНИЗОВАННОМ БАРДАКЕ
Сотрудники Независимого института социальной политики подчеркивают: российские регионы вынуждены выбирать между поддержкой экономики и помощью бюджетникам. Дескать, наблюдается резкий рост доли социальных расходов. Например, в Ульяновской области - на 21%, в Калининградской - на 25%. Доля соцрасходов растет в Свердловской области, Саратовской, в Удмуртии. Если верить цифрам, регионы вывернули кошельки наизнанку, пустили все до рубля на здравоохранение, образование и соцзащиту населения. Тогда почему 17 тысяч населенных пунктов в стране не имеют даже фельдшерско-акушерских пунктов, расходы на первичную медико-санитарную помощь сократились в полтора раза, а финансирование программ по обеспечению здоровья матери и ребенка - в 2,5 раза?
«В России нет ни одного комфортного и процветающего в финансовом и социальном отношении региона, - резюмирует заместитель генерального директора Международного центра развития регионов Олег Столяров. - Потому нет, что в стране 420 видов межбюджетных трансфертов, 300 из них распределяются чиновниками в ручном режиме. Экс-губернатора Пермского края Олега Чиркунова потому и сняли, что, когда его регион оказался, условно говоря, не 10-м, а 12-м в списке соискателей очередной программы госфинансирования, он начал спорить. В России регионам доверяют зарабатывать деньги, но не доверяют тратить их на собственное развитие. Межбюджетные отношения не сбалансированы. Более 50% доходов Москва забирает, а потом Минфин принимает решение о трансфертах.
Мы предлагали другую модель и испытывали ее в Татарстане. Дали республике возможность получать гарантированное федеральное финансирование - все налоговые приращения, причитающиеся Российской Федерации от реализации проекта, в течение пяти лет являлись госвкладом в развитие Татарстана. Регион получил 81 млрд рублей. Сейчас таких программ нет. А что есть? Помните, как в фильме «Бандитский Петербург» герой Дмитрия Певцова говорит Антибиотику в исполнении Льва Борисова: «Бардак в России»? И тот отвечает: «Бардак, но, заметь, хорошо организованный».
Регионы сейчас режут расходы. Там сократят, здесь сэкономят. Только не о расходах, а о доходах думать надо. Хотите расскажу вам байку? Предупреждаю: не основанную на реальных событиях... В Минфине жил кот. Однажды Минфин решил, что от кота будет больше пользы, если ему отрезать часть хвоста. Отрезали один кусок, другой, в конце концов ничего не осталось. И тут в Минфине появились мыши и перегрызли провода от компьютеров со всей базой данных, со всеми системами управления. Тогда и выяснилось, что хвост у котов влияет на балансировку, величину пробега и боеспособность. Так и регионы, сколько ни режь им расходы, без денег развиваться не смогут. Что делать? Российские предприятия должны платить налоги по месту своего нахождения, а не по месту юридической регистрации, налоги с трудящихся должны собираться по месту жительства, а не по месту работы, и у регионов должно быть право самостоятельно зарабатывать и тратить, а не зависеть от дотаций».
Анна Бессарабова, Марина Калинина
Фото FOTOLIA.COM