Николай Гоголь писал: «Русь, что бойкая необгонимая тройка... летит мимо... и дают ей дорогу другие народы и государства». Но почему для России ее резкие, скачкообразные, как в 90-х, реформы и величие державы, как сегодня, оборачиваются бедностью населения?
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Реформы Петра Первого подняли не экономику, а развили военно-промышленный комплекс. Случилось это за счет многочисленных жертв, новых налогов и закрепощения крестьян.
При Сталине строились и закупались исключительно предприятия оборонки и тяжелой промышленности. Опять же за счет миллионных жертв мощную армию и ВПК вождь создал, но в 1953 году экономика находилась в худшем состоянии, чем в конце НЭПа.
Вот и за последние 10 лет Россия отметилась двукратным ростом затрат на оборону, достигших трети бюджета. Страна давно не в шоколаде, вновь необходимо реформирование, потому что значение госкорпораций только растет, и последний пример их неэффективности - скачок цен на бензин.
Лидер Китая Дэн Сяопин за советами обратился к премьеру Сингапура Ли Куан Ю, отказался от долга социализма, реформируя экономику. Усилия были сконцентрированы на внутренних проблемах в отличие от России, 15 лет наращивающей политическую и военную мощь, стремящейся вернуть былое геополитическое могущество.
За 35 лет реформ экономика Поднебесной стала второй в мире и в 8 раз мощнее российской. Китай осудил тысячи чиновников, приговорив их к длительным срокам с конфискацией имущества за коррупцию, не боясь замарать честь партии.
Антикоррупционная борьба в России по большей части имеет мелкобытовой характер, и пресловутая «палочная отчетность» этому только способствует. Но ведь рыба гниет с головы, не так ли?
ПОРА ЗАНЯТЬСЯ ГЛАВНЫМ!
Правительство приступило к реализации указов президента, предложения имеют фискально-арифметический характер: рост НДС на 2% и повышение пенсионного возраста, не затрагивающее силовиков, и так уходящих на пенсию на 15-20 лет раньше обычных россиян, да еще получающих льготы.
Реформаторы, очевидно, знакомы лишь с азами математики и в состоянии пополнять бюджет только за счет роста цен и налогов. Однако есть и другие возможности. О них неоднократно говорили и писали наши уважаемые эксперты, такие как член-корреспондент РАН Руслан Гринберг или директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
И во многом с ними нельзя не согласиться, если говорить о приоритетах реформирования экономики. Например, о таких.
1. Лоббисты в Госдуме из правящей партии незыблемо сохраняют 13%-ный налог на физлиц и игнорируют существование роскоши, объясняя это уменьшением поступлений в бюджет из-за роста серых схем. Все это лукавство.
Обналичка за 20 лет выросла с 1 до 12%, а десятки банков лишились лицензий и серым схемам приходится «белеть». Зарубежная недвижимость и счета в офшорах россиян попадают под рентген не ФСБ, а западных спецслужб и налоговиков.
Плоскую шкалу нужно заменить эффективной прогрессивной шкалой НДФЛ, тогда в бюджете появятся триллионы и не понадобится грабить народ очередной пенсионной реформой.
2. Алексей Кудрин предлагает вместо 2% роста НДС пополнять бюджет частью углеводородных доходов, цены позволяют. Давно пора реально уменьшать чиновничество, и не только за счет вакансий.
Французские парламентарии недавно самосократились на треть. Российские коллеги подобное могут расценивать как членовредительство на войне, ведь страна в окружении врагов и каждый из них - на вес золота.
В СССР в докомпьютерное время на 10 тыс. жителей приходились 73 чиновника, сейчас 93. Очевидно, цифровые технологии только увеличат их численность. Бюрократическую армию обслуживают 65 тыс. персоналов.
В Дании или Норвегии пенсии по $2000, есть и «персональный» транспорт - велосипед.
Надо помнить, что одной из причин краха СССР были непомерные военные расходы, хотя его экономика была куда мощнее, да и на пенсии можно было жить, а не выживать.
3. Целесообразность введения независимого аудита крупных инвестиций госкорпораций подтверждает публикация аналитиками Sberbank CIB Александром Фэком и Александром Кудриным данных о нецелесообразности строительства Газпромом новых газопроводов, потому что они никогда не окупятся. Газпрому такие анализы не нужны, и под его давлением аналитиков уволили.
4. Экономическое положение страны диктует необходимость отказа от компенсационных выплат олигархам и банкам, попавшим под западные санкции. Государственную помощь необходимо проводить адресно предприятиям и их сотрудникам.
Ранее «помощь», как правило, перетекала в офшоры, очевидно, чиновники в обиде тоже не оставались. В 2013-2015 годах правительство на поддержку промышленности перевело банкам 3,3 трлн рублей, а они их оформили как прибыль, по сути, на бонусы топ-менеджерам за невыполненную работу.
Следует срочно изменить систему возврата НДС за экспорт сырьевой продукции, так как добавленная стоимость при добыче и перекачке газа и нефти гораздо меньше, чем у промышленной продукции.
...Независимые эксперты, наверное, могут предложить и другие схемы.
Внедрение цифровых технологий правительством преподносится как мантра от всех бед нашей перекошенной экономики и неэффективной промышленности, но они могут быть только катализаторами роста, которого практически нет.
В массовом сознании окружение России рисуется в образе врагов, препятствующих возрождению величия. Враги или нет, но одно неоспоримо: в совместный союз с нами никто не стремится. Российская экономическая модель никого не привлекает, и телевизор нас зовет не в завтра, а во вчера и явно не к борьбе с коррупцией и вопиющим социальным неравенством.
Пора бы нам использовать свои экономические «плюсы» без излишних геополитических завихрений. Да, европейские страны зависят от российских энергоносителей и, хотят они этого или нет, заинтересованы в стабильной, процветающей и демократической России. Они сегодня ожидают от нас не суперракет, а диверсификации экспорта для налаживания взаимовыгодного сотрудничества в наукоемких отраслях. Но, увы, эти ожидания оправдать пока что невозможно, так как в российском экспорте доля продукции с высокой степенью обработки всего 7% и в основном это оружие.
В итоге мы осознаем: пока из страны «утекают» мозги, а санкции лишь возрастают, рассчитывать на увеличение темпов роста экономики и повышения благосостояния народа проблематично.
Сергей Самарин
FOTOLIA