Новости экономики и финансов
4036 | 0

В новом году «Аэрофлот» запустит компанию-лоукостера

В новом году «Аэрофлот» запустит компанию-лоукостера
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

С нового года «Аэрофлот» выходит на рынок авиаперевозок  с компанией-лоукостером (дискаунтером) «Добролет». Пока она будет только одна на всю Россию. Чем это грозит пассажирам, разбирался «Мир новостей».

Лоукостеры - авиакомпании, которые предлагают предельно низкую цену за билет, но при этом не предоставляют практически никаких традиционных сервисных услуг. У нас уже были подобные компании: AirExpress и “Авиа­нова”. AirExpress совершила свой первый рейс в 2007 году в Сочи. Однако на данный момент обе не существуют. Причина - перепрофилирование одной и банкротство другой. Как такое могло случиться, ведь лоукостеры других стран работают стабильно и с прибылью? А причина очень проста. Наши бюджетные авиа­перевозчики просто не смогли вписаться в бизнес-модель этого направления.

МЕНЬШЕ ЖЕЛЕЗА, БОЛЬШЕ ЛЮДЕЙ

За счет чего же достигается экономия? Это важно знать не только бизнесменам, но и пассажирам. Дело тут не только в отсутствии комфорта на борту. В конце концов неудобства можно и перетерпеть. Но есть ряд вещей, которые играют важную роль в плане безопасности. Обычно компании используют один тип самолета, максимально экономный и максимально облегченный (чаще всего Airbus A320 и Boeing 737). Что значит облегченный? На воздушном судне, как правило, отсутствуют не только развлекательные видеопанели, но и, например, система цифровой связи пилотов с землей ACRAS, система автоторможения и т.д. Одним словом, для уменьшения веса убирается все возможное. В разумных пределах, разумеется. А еще использование однотипных лайнеров позволяет сокращать издержки на подготовку летного экипажа и техническое обслуживание. И вот тут нас подстерегает другая опасность.

Совсем недавно обсуждалась возможность привлекать к работе на наших авиалиниях иностранцев. Почему-то кажется, что это будут не европейские и американские летчики. Про техническое обслуживание и говорить нечего. Хоть у нас и говорят после каждой катастрофы, что виноват человеческий фактор, но потом выясняется, что никто не помнит точно, то ли поливали “антизамерзайкой” лайнер, то ли нет. То ли прикрутили гвоздь, то ли болт вбили. Если уж в “Протоне” в электроцепи плюс с минусом умудрились перепутать...

Напрашивается аналогия с маршрутным такси. Одно время стоимость проезда на них была ниже, чем на автобусе, троллейбусе, трамвае. И довозили они до места быстрее. Вот только за рулем сидели “иностранные” водители, а машины из парка выезжали на маршрут дышащими на ладан. И сколько было аварий! Бились каждый день. А тут самолет! Хочется ошибиться, но отечественный бизнес скорее всего станет экономить так, что камня на камне не останется! Коли уж крупные российские авиа­компании иногда закупают контрафактные запчасти, то лоукостер будет использовать их максимально. Поэтому так важны в этом деле госконтроль и полное, извините за наивность, отсутствие коррупции.

НА ЧЕМ ОНИ ЭКОНОМЯТ?

“Бюджетники” используют аэропорты, наименее загруженные воздушным трафиком. И то, что они обычно находятся в очень отдаленных и неудобных для последующей транспортировки пассажиров местах, еще полбеды. Дело в том, что уже сейчас наблюдается острая нехватка опытных авиадиспетчеров. А откуда они возьмутся во второстепенных аэропортах? Далее. В небольших аэропортах к тому же дешевле техобслуживание. Но этот плюс может стать минусом. Ведь прилетевший лайнер должен быть готов к обратному рейсу за минимально короткий срок. Некоторые компании-перевозчики умудряются сделать по 4-6 рейсов в сутки, проводя в воздухе около 11 часов. Таким образом, техники должны быстро и качественно осмотреть самолет в промежуток между рейсами, а он, повторю, минимален. Есть ли в России такое количество опытных и, главное, ответственных наземных авиатехников? Или опять брать иностранцев? Тут одна-единственная катастрофа у лоукостера из-за нашей традиционной безалаберности, и все - конец бизнесу! Тем более экономические проблемы страны напрямую касаются и российских дискаунтеров.

Первая из них - отсутствие достаточного количества аэропортов. У нас и для ведущих-то авиаперевозчиков их в десятки раз меньше, чем в Европе и США, а уж про дискаунтеров и говорить нечего. Будут ли строить? А ведь строить придется не десятки, а сотни аэропортов! Некрупных, местного значения, но способных принимать “эрбасы” и “боинги”. Это миллиарды капиталовложений. Но без таких аэропортов, готовых предоставить недорогое техническое обслуживание и весь комплекс наземных услуг, бизнес не просто закончится - он даже не начнется.

Вторая проблема - обновление авиапарка. Поскольку лоукостер просто обязан максимально экономить, то не исключено, что будет брать в лизинг отлетавший свое хлам и латать его контрафактными деталями, о чем говорилось выше.

Третья задача - создание инфраструктуры: гостиниц, ресторанов, закусочных, комнат отдыха в аэропортах. Плюс организация быстрой и удобной доставки авиапассажиров до ближайшего транспортного узла по разумным ценам, иначе никакая экономия не имеет смысла.

НА ЧЕМ СЭКОНОМИТ ПАССАЖИР?

Теперь о том, каким же образом мы, пассажиры, сэкономим и что за наши малые деньги получим. Начнем с билетов. Их стоимость может быть ниже в два и более раз. Например, рейс Москва - Лондон: билет у обычного авиаперевозчика - от 6 до 11 тыс. руб., у британского лоу­костера easyJet (аэропорт Гэтвик) - 73 доллара (в районе 2,5 тыс. руб.). В Европе есть билеты между странами и по 15 долларов. Рейс, о котором мы говорим, вылетает из Домодедова. Доехать туда на аэроэкспрессе в вагоне бизнес-класса можно за 900 руб. или в стандартном - за 320 руб. Время в пути - 45 мин. Есть, однако, еще вариант. Раз уж мы решили экономить, то едем до метро “Варшавская” и оттуда за 66 руб. до аэропорта. Путь займет около часа. Итого, включая стоимость проезда от Гэтвика до Лондона, - около 3 тыс. руб. за все про все. Здесь же следует добавить, что билеты надо покупать как можно раньше (дешевле). И через интернет, так как компания не тратится на посредников. Номеров мест на посадочных талонах нет, что позволяет скорее загрузиться лайнеру: кто раньше пришел - того, как говорится, и тапочки. Следующее. В салоне лайнера не будет никаких развлечений в виде телевизионных панелей. Еда и напитки - за свои деньги. Поговаривают, что аэрофлотовский лоукостер “Добролет” даже туалет сделает платным, но это вряд ли. Впрочем, надо ко всему быть готовым при нашем-то “суперсервисе”. Пока что в России законодательно запрещено брать деньги даже за питание на борту. Но сейчас идет работа по изменению Воздушного кодекса.

Теперь о багаже. Ручная кладь, если это не пудовые гири, бесплатна. За все остальное придется платить, поэтому цены надо узнавать заранее. Но они невелики. Хотя бывает по-разному. Считающаяся одной из самых дешевых Ryanair при покупке билета предлагает выбрать вес предполагаемой перевозки 15 или 20 кг. Допустим, вы указали 15, а у вас 15,5. Тогда доплата за перевес составит 100 евро.

Вообще лоукостеры хитры на разные выдумки, и наш “Добролет”, не сомневаюсь, возьмет их на вооружение. Вот некоторые.

Wizz Air, например, закладывает множество дополнительных сборов: за большой размер ручной клади, за резервацию места, за sms-сообщения клиенту, за “бесплатное” изменение брони, за увеличенное расстояние между креслами.

Ну и последнее. Ваша стюардесса является также уборщицей воздушного судна и регистратором билетов. А посему особого восторга, что вы “выбрали нашу авиакомпанию”, в ее глазах не ищите. И вряд ли вы вообще сможете рассмотреть эту барышню, потому что прямо перед вашим носом будет спинка переднего кресла, ибо количество посадочных мест увеличено, а расстояние между ними сокращено.

ДАН ПРИКАЗ ЕМУ НА ВЗЛЕТ

Перспективы “Добролета” очень туманны, несмотря на радужное настроение генерального директора “Аэрофлота” Виталия Савельева. С одной стороны, появление нового игрока на рынке авиаперевозок, который грозится снизить цены на 40-50%, несомненно пойдет на пользу отечественной гражданской авиации. С другой - бюджет страны не потянет гигантские траты. У нас еще Олимпиада, ЧМ по футболу и Универсиада в Красноярске. А заявлено, что к концу пятилетки “Добролет” будет работать на 40 лайнерах и в более чем 26 направлениях! Пассажиропоток - 10 миллионов. Затраты же оценены всего в 100 млн долларов. Значит, никаких аэропортов никто строить не собирается. Да и базироваться наш лоукостер будет не, как предполагалось, в Мячкове, что было бы логично для бюджетной компании, а в сверхдорогом Домодедове. Даже не в родном Шереметьеве.

Конечно, имея административный ресурс, “Аэрофлот” надавит на домодедовцев в плане снижения цены. Но главный принцип дискаунта будет нарушен. Не рынок все решит, а приказ сверху. В итоге это может привести к такому же краху, что случился с двумя первыми российскими дискаунтерами.

Алексей Речкин

Фото ИТАР-ТАСС, AEROFLOT.RU

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.