Потребительский рынок
26094 | 0

Россияне заплатят «налог» на молоко

Россияне заплатят «налог» на молоко
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Электронная сертификация добралась до молочных продуктов питания - с 1 января 2018 года они приравниваются к лекарствам и водке. Чем обернется нововведение для простых россиян, разбирался «Мир Новостей».

ДАТА-МАТРИКС – НА КАЖДЫЙ ПАКЕТ МОЛОКА

Уже с нового года все партии молочных продуктов должны быть внесены в электронную систему «Меркурий», каждая упаковка будет оснащена специальным штрих-кодом - дата-матриксом.

Покупатель, взяв с прилавка пакет молока, сможет тут же при помощи собственного телефона со встроенной видеокамерой скачать код, отправить его и получить в ответ всю информацию о продукте: где и когда это молоко было надоено, где разлито, где хранилось.

А если телефона с камерой нет, то же самое можно сделать на оборудовании магазина. Оно теперь тоже должно стать обязательным для каждой торговой точки - как контрольные весы.

Об этом на днях рассказал руководитель Управления Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям Евгений Антонов.

Изменения в пункт 2 статьи 4 закона «О ветеринарии» были внесены еще в 2015 году и должны были вступить в силу в 2016-м. Однако тогда, два года назад, производители молочки обратились со слезными просьбами к Путину, после чего президент отложил вступление закона в силу, отметив, что повышение цен на молочку россиянам ни к чему.

Однако теперь в правительстве, видимо, решили, что кризис уже позади, а потому и вводить дата-матриксы - самое время. С начала года подобную маркировку начали вводить для лекарственной продукции. К концу 2017-го специальным оборудованием для считывания кодов должны быть оснащены 10% российских аптек, а к концу 2018-го - уже все 100%.

Проект широко анонсировал премьер Дмитрий Медведев. Маркировка упаковки, по его словам, должна стать оружием для борьбы с подделками. В молочке подделок тоже немало. А где их нет? Таким образом, вводить дата-матриксы можно почти на все виды товаров. Эксперты считают, что под этой законодательной инициативой скрываются интересы коммерческих структур, которым в итоге будет поручено внедрять данные технологии.

А КТО ЗА ЭТО ЗАПЛАТИТ?

«Правительство пообещало, что все расходы на дата-матриксы лягут на плечи производителей и аптек, а цена самих лекарств ничуть не изменится. Однако доходность фармпроизводства и молочки сильно различается. Если фармпроизводители еще могут себе это позволить, то сельхозпроизводители вряд ли», - комментирует социолог Роман Заваришин.

Оборудование для нанесения дата-кода стоит десятки тысяч долларов. Сегодня это ощутимые деньги даже для крупного агрохолдинга, что уж говорить про мелкого фермера, у которого всего пара десятков коров? А он теперь обязан будет нанести дата-матрикс на каждый кусок своего сыра.

Впрочем, можно сдавать молоко крупным переработчикам. Они иногда ездят по мелким хозяйствам, собирая молоко и сливая его в одну огромную цистерну. Но и на этих «сборах» после вступления в силу изменений в закон можно будет поставить крест. Дело в том, что для внесения данных в электронную базу, получения сертификата и нанесения дата-кода переработчикам надо будет указать источник сырья для каждой партии продукции.

А раз производителей несколько, то и указать один источник сырого молока невозможно. Кроме того, как говорят производители, в одной фуре перево­зится около 20 тонн готовой продукции, или примерно 130 партий, и на каждую по новому закону нужен отдельный сертификат. Также надо указывать, где будет продаваться товар, а это тоже не всегда известно производителю заранее.

И, наконец, сегодня весь путь продукции и без дата-матрикса можно проследить по маркировке, на которой есть и дата, и время выработки, и информация о производственной линии, адрес завода, номер производственной партии и так далее. Это регулируется п. 12 ч. 3 ст. 10 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

«НЕТ ТАКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ВОЗМОЖНОСТИ»

Но, как уверяют высокие чиновники, простая маркировка часто подделывается. Хотя и маркировку дата-матрикс можно подделать при желании, возражают эксперты. Интересно, что введением новых норм возмутились не только сельхозпроизводители и магазины, но и сами ветеринары.

Закон еще не вступил в силу, а в России уже прошло более десятка судов между Россельхознадзором и местными ветеринарными управлениями: надзорное ведомство требовало регистрировать в электронной базе ветеринарные документы, на что ветеринары отвечали, что у них «нет такой физической возможности» ввиду отсутствия необходимой техники.

Евгений Антонов признается: «Да, было сопротивление наших сотрудников, но мы его преодолели. Да, это существенный минус - необходимость подключения к интернету, в России не всегда это возможно... И хакеры... Но все это перевешивает качество! Все это сытно, вкусно и полезно!»

Чиновник сообщил, что для сельхозпроизводителей и продавцов молочки открыты бесплатные курсы, где обучиться пользоваться единой электронной системой «Меркурий» можно за три-четыре дня. Зарегистрироваться в системе нужно строго до нового года, а вот внедрение дата-матрикс-кодов растянут на весь год.

Производители молочки уже заявили о росте цен в рознице как минимум на 5%. Вроде бы мелочь, но, учитывая объемы российского продовольственного рынка, можно только догадываться о том, какие доходы окажутся в итоге в карманах «внедряющих новые высокие технологии».

Мелким фермерам, судя по всему, в итоге придется уйти с рынка. А маленькие магазины не смогут брать молочку из-за неподъемных расходов на устройства для считывания кодов (их цена составит около 100 тыс. рублей).

Регистрация в системе сегодня идет ни шатко ни валко. На начало октября зарегистрированы в «Меркурии» только 3% производителей молочки.

«Кто успеет зарегистрироваться к 1 января, - спрашивает Антонов и сам же отвечает: - На работу тоже приходят одни раньше, другие позже. Наверное, кто-то не успеет, но не сказать, что будет коллапс, я не вижу здесь проблем».

Аделаида Сигида.

FOTODOM.RU

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.