В последнее время авиакомпании ведут себя по отношению к пассажирам все наглее и бесцеремоннее. Можно ли защититься от авиационного хамства?
Несмотря на снижение пассажиропотока, авиакомпании не становятся вежливее и внимательнее по отношению к пассажирам - напротив, СМИ полны сообщений о том, что даже известных людей снимают с рейсов по самому незначительному поводу. Так чего же тогда ждать нам, простым смертным?
Председатель правления Всероссийского объединения туристов, член Общественного совета при Ростуризме Роман Бобылев рассказал о самых распространенных незаконных практиках авиакомпаний и о том, как с ними бороться.
1. Дерут три шкуры
По словам Бобылева, ценообразование в этом сегменте непонятно даже эксперту: «Оно плавающее. Авиакомпания отталкивается в основном от спроса. Если вы и ваши друзья целый день ищете в интернете дешевые авиабилеты, то не удивляйтесь, если к вечеру цена на билеты по этому направлению и на эти даты подскочит с 10 тыс. до 24 тыс. рублей».
Одна из авиакомпаний недавно, увидев ажиотажный спрос на летние авиабилеты в Симферополь, решила, что продешевила. Тогда в авиакомпании додумались просто взять и отменить летние рейсы! Деньги покупателям вернули, а через неделю те же билеты вновь появились в продаже, но уже значительно дороже!
Российское законодательство не предусматривает в этом случае никаких компенсаций. А ведь многие несостоявшиеся авиапассажиры уже выкупили в Симферополе гостиницы и в итоге вынуждены были отказаться от отдыха.
2. Не улететь со сломанной ногой
Беспардоннее всего авиакомпании ведут себя с больными и инвалидами. По закону вернуть вам деньги за авиабилет обязаны только в том случае, если умер ваш близкий родственник, а также если госпитализировали вас или члена вашей семьи, вместе с которым вы летите.
«На практике деньги за авиабилеты даже в этих случаях не возвращают, - говорит Бобылев. - Что уж говорить о тех, кто просто заболел, сломал руку или ногу? Например, недавно один турист на отдыхе сломал ногу, но его не пустили в самолет, сославшись на то, что нога не влезает между креслами в экономклассе».
Пересадить в бизнес-класс пассажира отказались, несмотря на наличие свободных мест, отказались и возвращать деньги за пропавший билет. Денег на оплату разницы в стоимости билетов эконом- и бизнес-класса у туриста просто не оказалось. Отказывают в перевозке слепым, глухим и другим пассажирам, если сотрудникам авиакомпании кажется, что такой пассажир не сможет лететь без сопровождающего. Причем деньги за билет чаще всего не возвращаются.
3. И с бумажкой ты какашка?
Что касается посадочных мест, то тут пассажир бесправен полностью. Так, пара забронировала посадочные места на рейс в Париж, но уже после регистрации на рейс им объявили, что сидеть придется совсем на других местах, причем в разных концах салона. А на их более удобные места посадили сотрудников авиакомпании.
«Если речь идет о креслах одного тарифа, то незаконного тут ничего нет», - продолжает Бобылев. По авиационным правилам, нельзя у аварийного выхода сажать иностранца: вдруг он не поймет в случае ЧП слов экипажа? На особые места могут рассчитывать пассажиры с детьми. Так что, если вы и забронировали места с большим пространством в начале салона, вас запросто могут передвинуть, если на ваше место попросилась пара с ребенком. Но даже и без ребенка - пересаживать пассажиров авиакомпания может по своему усмотрению.
4. Компенсация за задержку
По закону вы можете получить компенсацию за отмену, задержку рейса и даже за замену судна. Но на практике такая компенсация - копейки, за которые ни один пассажир не идет судиться. А потому авиаперевозчики что хотят, то и творят. К примеру, за задержку рейса авиакомпания обязана выплатить пассажиру 25 рублей за каждый час.
Если же вы опоздали на стыковочный рейс, то пишите претензию - авиакомпания обязана ответить вам в течение шести (!) месяцев. Только получив отказ, вы можете идти в суд. Но и оттуда уйдете, скорее всего, несолоно хлебавши.
«Суды нередко выносят решения в пользу авиакомпаний, ссылаясь на то, что пассажир сам виноват - он должен был подстраховаться и купить билеты со стыковкой не четыре часа, а восемь. А если с авиакомпании что-то и взыскивают, то решается это долго и дорого», - констатирует Бобылев.
«По закону, если пошел пятый час, а горячего питания вам не предоставили, вы можете пойти в дорогой ресторан и потом предъявить авиакомпании чеки. А если задержка более шести часов ночью и восьми - днем, поселиться в хорошую гостиницу, если авиакомпания отказывается вас размещать. В этом случае вам обязаны вернуть еще и деньги за такси», - комментирует эксперт.
Перевозчики, конечно, не торопятся компенсировать эти расходы, придется побегать по судам.
Талон на питание обычно рассчитывается из расчета четыре евро на человека, что на заграничных рейсах - кот наплакал. А некоторые самые экономные перевозчики просто снимают с борта самолета заготовленное питание и отдают его пассажирам. «После этого делают вид, что они накормили вас горячим», - сетует Бобылев.
5. Заложники авиационной жадности
Бобылев сравнивает пассажиров с заложниками - чаще всего на самостоятельное размещение у них просто нет денег.
«А если авиакомпания видит, что турист уже в транзитной зоне, он сдал багаж, у него уже печать в паспорте стоит и он уже никуда не денется, тогда авиакомпания вообще ничего не делает и туристы по 24 часа сидят с детьми под кондиционерами в транзитной зоне!»
Впрочем, есть свет в конце тоннеля. С 2019 года вносятся изменения в Воздушный кодекс, Россия присоединяется к Монреальской конвенции: за смертельный случай будут платить уже 8 млн (против нынешних 2 млн руб.), за задержку рейса - до 4 тыс. руб., за потерянный багаж - 80 тыс. руб., а за понесенные убытки (если вы опоздали на совещание или на свадьбу) вам заплатят до 300 тыс. рублей.
Единственный минус - распространяться конвенция будет только на пассажиров международных рейсов.
С другой стороны, предупреждает эксперт, рост компенсаций может привести к росту авиационных катастроф: «Будут взлетать на авось, лишь бы не отменять рейсы и не платить компенсации. А мы и так являемся лидерами по авиакатастрофам в гражданской авиации».
Анна Александрова.
FOTOLIA