По числу титулов британец сравнялся с Михаэлем Шумахером, которого следует признать величайшим водителем машин в истории человечества. Но почему имя Шумахера стало нарицательным, а на Хэмилтона рядовые граждане особого внимания не обращают?
Каждый из нас наверняка слышал фразы о том, что «ты гоняешь, как Шумахер» или «что ты разогнался, полегче, Шумахер!». Будут ли так в России говорить о Хэмилтоне, даже если он десять раз станет чемпионом мира? Скажет ли кто: «Ты куда гонишь, как Хэмилтон?» Конечно же, нет.
Хорошо высказался на эту тему известный журналист Игорь Порошин: «Как вдруг разом ушел, провалился, сгинул этот ревущий мир, это вечное эхо автодромов с их сотнями тысяч зрителей и красными флажочками с коньком, пронизывавшее нашу цивилизацию - всю насквозь, до курилок с мирным мерным мужицким: «Ну и как?» - «Да ниче, трансмиссия гораздо лучше, чем у предыдущего поколения». Собственно, нос Гоголя учуял бензиновый запах ХХ века в прологе «Мертвых душ» - там ведь гоголевские мужики обсуждали именно тачку. Но теперь этих мужиков больше нет, сгинули. Они, да и все другие, перестали видеть в автомобиле продолжение, сверхпроекцию человека. В сущности, нечто более значимое, чем сам человек. Мы же помним, на что тратились ударники первоначального накопления капитала первым делом. Мы же видели гелендвагены, припаркованные к хрущевкам. Я произношу вслух: «Льюис Хэмилтон - чемпион «Формулы-1», и не слышу никакого отзвука, как будто я стою в комнате, обитой ватой. Кто это? Зачем было все это?»
Хорошо написано. Но нужно признать, что дело не в автомобилях. Они и сейчас часть целого в глазах многих. Однако сама «Формула-1» клинически умерла, когда в 1994 году разбился Айртон Сенна, а потом окончательно умерла, когда в кому впал Шумми. Как вы помните, 29 декабря 2013 года Шумахер с сыном и его друзьями выехал на горнолыжную трассу курорта Мерибель во французских Альпах. Позже он вылетел за пределы трассы и около 20 метров проехал по неподготовленному склону. Споткнувшись о невидимый камень под свежевыпавшим снегом, он упал и ударился правой стороной головы о выступ скалы. При падении крепление одной из лыж не расстегнулось. От удара шлем, в котором был Шумахер, раскололся...
Исчез Шумахер, который уже семь лет не живет, а существует. Исчез эффект, которого не было в женском фигурном катании в России при Бутырской и Слуцкой, но он появился при Тутберидзе, Плющенко и армии маленьких девочек. Интриги, скандалы, расследования, война кланов...
Сейчас «Формула-1» - это просто безликие мужики едут на машинах, соблюдая меры безопасности и правила дорожного движения. Но верни туда Алена Проста и Сенну, добавь реальную войну движков, и рейтинг «Ф-1» снова подскочит. Это сцена, большие деньги, но нет ярких актеров, а сценарий зацензурирован.
Так или иначе рейтинг «Формулы-1» в России стремительно падает, хотя мы в Сочи построили специальную автотрассу и даже пытались ввести в королевские гонки своих супергероев - то Виталия Петрова, то Даниила Квята. Не прижилось. Загибается не идея автопрома, а сам отдельно взятый вид спорта. Что не мешает делать на этом деньги.
И это совпадает с идеей журнала Forbes, который опубликовал ежегодный рейтинг мертвых знаменитостей, чьи имена и после смерти продолжают приносить прибыль наследникам. Да, бывает и так!
В список вошли 13 знаменитостей, из них два бывших спортсмена - это гольфист Арнольд Палмер (место №4), а также легенда баскетбольных «Лейкерс» Кобе Брайант (место №6). Да, пятикратный чемпион НБА погиб 26 января 2020 года, когда потерпел крушение его личный вертолет. Но доходы от продажи именной коллекции одежды Брайанта, а также тиражей автобиографии оцениваются примерно в $20 млн. За неполный год семья Брайанта смогла продать около 300 тыс. экземпляров книги спортсмена.
Степан Строев.
Фото: ADOBE STOCK