Как стать отчаянным? Это звание, а вернее, вполне официальный титул, можно заслужить, если вступить во французский клуб веломарафонцев. Он так и называется: «Парижский клуб отчаянных» (Audax Club Parisien).
Что нужно сделать, чтобы стать супервеломарафонцем (Super Randonneur) по правилам этого клуба?
Для этого требуется выполнить ряд заданий (правила одинаковые как для мужчин, так и для женщин). За определенное время велосипедисту нужно проехать маршрут, зарегистрироваться на контрольных пунктах и отправить протоколы в Париж.
На каждой дистанции есть строгий норматив. Например, 200 км нужно проехать за 13 часов 30 минут, 600 км - за 40 часов, а 1000 км - за 75. Длительная, однообразная езда и унылый (например, степной) пейзаж угнетающе действуют на психику. Поэтому, чтобы совсем не отчаяться, веломарафонцы стараются прокладывать маршрут по живописным местам.
Преподаватель из Челябинска Сергей Сяськов, чтобы не было скучно, проехал в Сибири по Чуйскому тракту, который входит в пятерку самых красивых маршрутов мира. А всего за сезон он оставил за задним колесом своего велосипеда 6700 километров.
Если подсчитать все перепады высот, которые он покорил, то в сумме Сергей поднялся на высоту 30 Эверестов, а если учесть все проведенное в пути время, то за этот срок можно трижды просмотреть сериал «Санта-Барбара»!
Неудивительно, что по итогам сезона Сергей попадал в тройку призеров веломарафонцев страны четыре раза. За это время он подтвердил титул Super Randonneur 15 раз!
Сейчас Сергей получил почетную приставку «ультра» к этому титулу и имеет самую большую коллекцию французских медалей в России - более 80 штук!
В принципе, отчаянным может стать каждый, было бы желание. Вот несколько советов Сергея Сяськова для новичков.
Что нужно брать с собой в путешествие?
Передний и задний свет, фотоаппарат и видеокамеру, смартфон, запасной аккумулятор, навигатор, велокомпьютер.
Светоотражающий жилет на ночь, непромокаемую куртку, бахилы и непромокаемые носки, шерстяную кофту, ветровку.
Запасную камеру, насос, набор шестигранников, смазку для цепи, велозамок.
Для многодневных путешествий - палатку, спальник, спасательное одеяло, посуду, при необходимости - горелку и газовый баллон.
Аптечку.
Не помешает и отличное настроение.
Чем питаться в дороге?
За несколько недель до поездки необходимо есть только здоровую пищу, в основном овощи. Важно сытно позавтракать перед поездкой. Если день ожидается жаркий, начинаю его с пары литров молока, смеси электролитов и овсяных хлопьев.
Воду стараюсь заморозить, чтобы в нужный момент она была прохладной. В дорогу беру удобные, привычные и быстро перевариваемые продукты, которые помещаются в карманы.
Перед стартом изучаю маршрут на наличие точек питания и подкрепляюсь таким образом, чтобы не использовать резервы организма.
Есть необходимо каждый час, причем до наступления чувства голода. Сначала твердые продукты, т. к. они перевариваются дольше и пока у организма есть энергия.
Важна и правильная гидратация: необходимо много пить, причем использовать определенные типы электролитов и даже добавлять калории в воду.
Вечером необходимо сразу начать восстановление к следующему дню: фрукты, начиная с богатых на сахар, и белок по возможности в виде коктейля.
Когда в седле одни романтики
У челябинского клуба «Восток 1», членом которого является Сергей Сяськов, есть возможность прокладывать маршруты по Уральским горам с уникальным набором высоты, в частности, через хребты Малый Ямантау и Зильмердак («Останавливающий ветер»).
В истории клуба остались велопробеги, которые получили свои романтические названия:
«Белый», когда 200 километров пришлось ехать под мартовским снегом,
«Симпатичный» - 300 километров велосипедисты проехали в компании с девушками,
«Звездный» - этот марафон прошел ночью,
«Крутой», когда пришлось преодолеть 2255 метров подъема.
2020 году на территории Челябинской области будет проведен супермарафон (1200 км) с регистрацией результатов в Audax Club Parisien. Сергей Сяськов считает, что это самый красивый маршрут, который предстоит ему преодолеть в жизни.
Сергей Смирнов
Фото из личного
архива С. Сяськова.