Пишут запросы в администрации городов и весей. Идут, едут в государственные архивы, чтобы найти документы, подтверждающие их родословные. И как тут не вспомнить слова знаменитого русского историка Василия Ключевского: «Познавая предков, мы изучаем себя».
Мы плохо знаем свои корни, историю своего рода. «Три четверти населения нашей страны не знают своих предков», - констатировал Дмитрий Медведев.
В Российской империи в семьях знали прародителей минимум до седьмого колена. Поминали их в церквах за упокой души. Имена предков были записаны в маленькие книжечки-поминания, передававшиеся из поколения в поколение.
Где искать свои корни?
Сегодня у каждого жителя России есть возможность углубиться в историю и выяснить, откуда пошла его фамилия. Но где искать?
Крупнейшее хранилище, клад манускриптов, документов и печатных книг XI - начала XX века - Российский государственный архив древних актов (РГАДА) в Москве. Именно сюда кроме профессиональных историков пишут запросы, приходят простые жители городов и весей страны, чтобы узнать родовые корни, восстановить связь времен.
- Число посетителей, генеалогических запросов заметно растет год от года, - говорит заместитель директора РГАДА Петр Реусов.
Мое отчее село Репец на востоке Курской области. Сколько ему веков, когда поселились в нем мои предки? Об этом я задумался, лишь разменяв восьмой десяток лет. Во всеведущем интернете нашел куцые сведения: расположен в 85 км от столицы соловьиного края, сохранилась кирпичная Дмитриевская церковь 1801 года. Вот и вся история!
А что найду в РГАДА? Здесь к услугам посетителей три зала. Захожу в самый большой - читальный. Тут можно работать с подлинными документами. В нем многолюдно, но вот вижу свободный стол с компьютером. На сайте архива есть путеводитель по его фондам. Ввожу адрес моей малой родины: «Курская губерния, Старооскольский уезд, село Репец». И сразу появляются названия фондов хранения документов, в которых упоминается оно. Через минуту переношусь в далекий 1648 год.
На мониторе древний документ. Он хорошо сохранился, пережив тлен веков. Лишь пожелтел, стал по цвету как воск. Но пробую прочесть и не могу. Перед глазами крылатая вязь слитно написанных не только букв, но и слов.
- Это русская скоропись, - поясняет сотрудник архива. - Надо постичь ее премудрости, чтобы читать текст. Далеко не каждому это удается. Советую пойти в кабинет №6, там специалист «переведет» этот документ.
Прочесть его мне удалось с помощью москвича Дмитрия Евсюкова, освоившего замысловатую скоропись. Это, оказывается, челобитная служилых людей оскольского края о выделении им земли у слияния рек Репецкая Плата и Оскол. Под ней стоит подпись и моего далекого предка, одного из основателей села Репец: «Гришка Махрин».
Благодаря Дмитрию я с трепетным чувством причастности к истории рассматривал и страницу документа 1641 года, где впервые упоминается село Репец.
В Российской государственной библиотеке беру в руки старинный фолиант «Военно-историческое обозрение Российской империи. Том XIII, часть 3. Курская область. Санкт-Петербург, 1850 г.». Узнаю: черноземные степные просторы начали было заселяться в X веке. Но постоянные набеги разных орд вынудили людей уйти на север отечества. Курский летописец XV века свидетельствует: «Край этот стал пустынею». «Дикое поле» - так окрестили его историки.
Чтобы защитить российское государство от губительных набегов полчищ Крымского ханства, решено было возвести Белгородскую засечную черту. На ней - от Сумской до Тамбовской губерний - строили города-крепости, остроги. В XVI веке в крепость Оскол на одноименной реке на охрану границы отечества из Тулы, Данкова, Новосиля, Мценска, Ельца и других мест центра России направлялись служить «дети боярские».
В 30-е годы XVII столетия служилые люди оскольского края, поверив, что заслон от набегов крымских татар прочен, начали заселять землю вдоль реки, становились крестьянами-однодворцами. Облюбовали воины и место у слияния рек Репецкая Плата и Оскол. Так родилось село Репец.
Кладезь генеалогических сведений - «Ревизские сказки: перепись населения Российской империи с целью подушного налогообложения». В них есть поименные списки людей с указанием возраста и степени родства с главой семьи. С 1718-го по 1856-й было проведено 10 ревизий. Результаты первых трех хранятся в РГАДА, остальных семи - в архивах областей, краев и республик РФ.
«О родившихся» и «О бракосочетающихся» расскажут церковные книги
Зачастую единственным источником сведений о генеалогии рода являются метрические книги церквей, заполнявшиеся до 1918 года священниками. В них заносились сведения о людях в три раздела: «О родившихся», «О бракосочетающихся», «Об умерших».
В книгах-ежегодниках отражена вся жизнь каждого прихожанина православного храма: крестился, женился, был поручителем жениха, восприемником (крестным отцом младенца), скончался. При венчании записывалась фамилия только жениха, невеста не удостаивалась этой чести.
В метрических книгах Дмитриевской церкви села Репец, хранящихся в областном архиве, есть записи о венчании моих прадеда Кондратия и деда Егора Махриных. Для меня стало неожиданным открытием, что оба новобрачных были унтер-офицерами царской армии, дворянами.
Надежным лоцманом в океане генеалогии является интернет-сайт «Всероссийское генеалогическое древо» (ВГД), появившийся в 1999 году. Добытые в архивах сведения участники форума публикуют. На сайте можно найти списки переселенцев в Сибирь, на Урал и Кавказ из сел центра Российского государства. Едоков в семьях было много, а земли мало, вот и отправлялись в вольные края.
На сайте ВГД подскажут, в какой архив вам надо обратиться при исследовании родословной семьи, где искать документы о родственниках, павших в боях или пропавших без вести на фронтах Первой мировой, Великой Отечественной войн.
Юрий Махрин,
кандидат исторических наук