Это интересно
2879 | 0

Атака дронов

После январской атаки дронов на российскую военную базу Хмеймим в Сирии никто не может гарантировать, что однажды начиненные ракетами беспилотники не появятся над любым мегаполисом планеты.

Атака дронов
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Между тем идеи террористов едва ли можно назвать новаторскими: первые БПЛА в военных целях начали использовать немцы еще во времена Второй мировой войны.

В мае 1939 года на небольшом испытательном полигоне в Германии состоялся первый запуск диковинного самолета. Он был крошечный - размах крыльев чуть больше двух метров, примерно столько же в длину.

Помимо конструкторов и офицеров люфтваффе на месте пуска присутствовали и гражданские зеваки, которые никак не могли понять, где же на такой малышке помещается летчик. Никто из этих людей не догадывался, что стал свидетелем взлета первого военного дрона.

В XXI веке специалисты назовут эти машины главной террористической опасностью, что, впрочем, не помешает правительствам мировых авиадержав бросить на разработку беспилотников баснословные деньги.

КАК БЕСПИЛОТНИК СТАЛ САМОЛЕТОМ-РАЗВЕДЧИКОМ

Конструкторы немецкой фирмы Argus Motoren, работавшие над тем простеньким самолетом, с самого начала даже не помышляли делать его экзотическим оружием. Еще в середине 30-х они получили вполне безобидную задачу: военным требовалась безопасная и дешевая мишень для тренировки зенитчиков.

Прототип будущего дрона назывался Flakzielgerat 43 (или «Аргус») и представлял собой металлический, обитый материей летательный аппарат, на котором не было даже самой простой системы управления.

В вермахте изобретение инженеров не оценили - беспилотник мог развивать скорость лишь до 80 км в час, к тому же летал исключительно по прямой. Между тем истребители того времени уже умели совершать противозенитные маневры, которые учебная цель должна была копировать.

«Аргус» был доработан, и в 1939 году появилась первая версия управляемого военного дрона - та самая, что вызвала столько недоумения у любопытных граждан. На фюзеляж повесили специальную аппаратуру, сделали элероны и рули управления. Новый, управляемый с земли Аs 292, мог летать на расстояние до 100 км и вытворять немыслимые фигуры высшего пилотажа.

На этот раз в вермахте решили, что использовать такую оригинальную конструкцию для расстрела учебными зенитками слишком расточительно, поэтому на конструкцию повесили фотоаппаратуру, и первый беспилотник стал самолетом-разведчиком.

На нем была внедрена и специальная система приземления. В какой-то момент оператор дистанционно отключал двигатель, из фюзеляжа выбрасывался парашют, и самолет плавно приземлялся в нужном месте.

На основе этой новинки немецкие конструкторы придумали беспилотник-бомбардировщик. Он назывался Fernfeuer («Глубинный удар»), снаряжался однотонной бомбой и даже мог после выполненного боевого задания самостоятельно возвращаться обратно на базу.

Этот дрон предполагалось снабдить системой управления, которая работала не с земли, а с другого самолета, барражировавшего на значительном расстоянии от «Глубинного удара». Поэтому бомбардировщик мог совершать перелеты на расстояние до 1 тысячи км.

Но против этой разработки выступил глава авиапромышленности Германии Герман Геринг, который и не скрывал особо теплого отношения к ракетостроению. Именно он приказал инженерам фирмы «Аргус» оставить в покое свой беспилотник и, используя полученные наработки, принять участие в создании крылатой ракеты «Фау-1». В 1944 году именно этим изобретением были уничтожены почти 6 тысяч жителей Лондона.

В конце войны советское командование получило сразу несколько рапортов летчиков-истребителей о том, что над рекой Одер ими были замечены странные летательные аппараты. Это были два самолета, скрепленные вместе. Сверху находился истребитель «фокке-вульф», который словно оседлал бомбардировщик «юнкерс» Ю-88.

В определенный момент «фокке» отделялся от «юнкерса» и пикировал на позиции противника, а «юнкерс» спокойно улетал в сторону своего аэродрома. После того как беспилотный «фокке» врезался в землю, в радиусе 200 метров не оставалось ничего живого. Это чудо техники называлось «мистрели».

Сегодня можно спорить, можно ли называть такое изобретение полноценными дронами. Но в конце войны немецкое командование создало целую эскадрилью двойных самолетов. Известно, что в 1944 году «мистрели» довольно успешно топили английские военные корабли и даже планировались для уничтожения советских электростанций. Правда, к маю 1945 года немецкому командованию было уже не до технических экспериментов.

КАК УБИТЬ БЕСПИЛОТНИК

Сегодня в Германии лишь немногие помнят, что когда-то именно в этой стране были изобретены лучшие беспилотники мира. Теперь немцы пытаются купить дроны в Израиле, но даже это им пока не удается.

В июне прошлого года пресс-служба Министерства обороны Германии сообщила, что ведомство рассматривает возможность оснащения войск ударными беспилотными летательными аппаратами. Когда сделка была уже практически готова, против выступил парламент. Депутаты посчитали, что несколько экзотических машин стоимостью 1 млрд евро - слишком дорогое удовольствие.

Зато американцы денег на разработку дронов не жалеют. За все 90-е годы на подобные проекты было потрачено всего 3 млн долларов, а уже в 2003 году - более 1 млрд. Разработчики заявляют, что уже в ближайшем будущем дроны смогут самостоятельно выбирать цель и принимать решение о ее уничтожении.

Ведущие авиадержавы мира работают над БПЛА, предназначенными для уничтожения баллистических ракет, изобретают беспилотные истребители, не забывают также о микродронах, способных действовать большими группами. Все идет к тому, что в ближайшие десятилетия военная авиация и ПВО полностью преобразятся, а вместо летчиков главными действующими лицами на войне станут операторы летательных аппаратов.

Известно, что атака дронов на российскую авиабазу - вовсе не первая попытка их применения боевиками. Кустарно изготовленные беспилотники были применены еще в 2016 г. под иракским Мосулом. Тогда БПЛА сбросили ракеты на позиции курдов. К началу 2017 г. использование боевиками беспилотников приняло массовый характер. В январе прошлого года командующий силами США в Ираке полковник Бретт Сильва заявил, что в ходе боев за Мосул американские военные сбили десятки БПЛА, которыми управляли операторы запрещенной в России террористической организации ИГИЛ. Точно такие же беспилотники использовали группировки этнических турок на севере сирийской провинции Латакия. До российской авиабазы Хмеймим там не более 50-60 км.

«ГВОЗДЕМ» ПО ДРОНАМ

В России о дронах вспомнили лишь в последние годы, но очень быстро стало ясно, что ничего достойного отечественная промышленность предложить пока не может. Зато мы продвинулись в деле создания систем ПВО, способных защитить свою территорию от вражеских беспилотников.

Недавно военные сообщили, что в армии появилась уникальная малогабаритная зенитная ракета, созданная с учетом сирийского опыта. Эти небольшие маневренные ракеты способны эффективно поражать большинство малоразмерных целей, в том числе дроны. Новинка уже получила в армии прозвище «гвоздь».

Кроме того, российские инженеры предложили подавлять бортовую электронику беспилотников мощным микроволновым излучением, буквально выжигающим электронные платы в приборах управления.

Концерн «Алмаз-Антей» хочет сбивать аппараты из многозарядных дробовиков с дронов-охотников. Как утверждают разработчики, такое оружие успешно испытано в 2017-м.

Но сирийский опыт показал, что пока самым реальным и действенным способом уничтожения вражеских БПЛА является радиоэлектронная борьба.

«Новая тенденция - появление на рынке портативных систем РЭБ, так называемых противодронных ружей. Работы в этом направлении ведутся в разных странах мира, включая Россию», - рассказал эксперт по беспилотным летательным аппаратам Денис Федутинов. Но многие специалисты в шутку советуют внимательнее изучить историю авиации прошлого века - не исключено, что тогдашние ученые придумали не только сами дроны, но и то, как с ними бороться.

Наталья Пуртова.

ТАСС/AP

LUFTARCHIV.DE,

STRISDBEWIIS.NE.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.