Это интересно
4472 | 0

«И в Арктике, и в Антарктике шутки и юмор всегда невольно соседствовали с трагедиями»

«И в Арктике, и в Антарктике шутки и юмор всегда невольно соседствовали с трагедиями»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

21 мая в России -  День полярника. Профессия эта очень тяжелая и требует не только хорошей физической подготовки, но и психологической совместимости с товарищами по зимовке. А ведь долгими полярными месяцами на станциях случается всякое. О том, как зимовали те, кто участвовал в таких экспедициях, рассказывает заместитель начальника Центра ледовой и гидрометеорологической информации Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Владимир Евсеев. За 62 года трудовой деятельности он побывал в 18 (!) высокоширотных экспедициях в Арктике и Антарктике...

- Владимир Васильевич, мы представляем трудовую вахту полярников как трудную, но порой скучную. Часто они, чтобы не сойти с ума от однообразия, подшучивают друг над другом.

- Конечно. Был такой случай на дрейфующей станции «Северный полюс - 8». Поскольку там постоянно ходили медведи, то без оружия за пределы станции выходить не рекомендовалось. Поэтому в каждом домике были или пистолеты, или винтовки. Ну, естественно, оружие требовало ухода. И была такая шутка: в момент, когда человек разбирал оружие, ему незаметно подкладывали какой-нибудь, скажем, вороненый винтик. Эта шутка периодически повторялась, но тем не менее люди на нее раз за разом покупались.

- Как люди относились к шуткам?

- В тех условиях юмор невольно присутствует всегда.

Один мой товарищ, Гена Милошенко, очень любил пиво (а нам в банный день выдавали по банке). Нас в домике жило 10 человек. Я предложил ребятам: «Давайте скажем Гене, чтобы он сбрил с одной стороны половину своей шикарной черной бороды, а за это мы отдадим ему выданное нам пиво». И он согласился. Сбрил и ходил так неделю. Забавное было зрелище.

Еще у нас был замначальника Силин Григорий Милентьевич, а его помощником - парторг Павлов Владимир Николаевич. Они без конца соревновались, кто лучше играет на бильярде. Вот парторг как-то и говорит Силину: «Если я сейчас проиграю, то целую неделю буду ходить на одной ноге в унте, а на другой - в болотном сапоге». И проиграл. Потом так и ходил неделю, как обещал, в разной обуви.

Антарктика

- Тем не менее высокие широты - не всегда место для шуток...

- Случались и истории с печальным финалом. Так при разгрузке в «Мирном» погиб тракторист Иван Хмара, который в последний момент пытался вытащить застрявшую в морском льду машину. Но, к сожалению, эта его попытка оказалась фатальной. Он только нажал на газ, сделал буквально один рывок вперед, и тут же трактор вместе с водителем ушел под воду. Этот геройский поступок был оценен, и место это в Антарктиде назвали в его честь - мыс Хмары.

- Да, Антарктика шутить не любит...

- Был эпизод при открытии станции «Ленинградская». Высадили там с дизель-электрохода «Обь» зимовочный состав станции, морской отряд и свободную часть экипажа. Только заложили фундамент будущего дома станции, как погода резко стала портиться. От «Оби» на будущую станцию прилетает Ан-2, и летчик говорит: «Погода ухудшается. Боюсь, что другого рейса у меня не получится». А там ни ночевать, ни укрыться вообще негде - верная гибель для людей в случае бурана. Командир Ан-2 приказывает: «Давайте забирайтесь все в салон». Перед этим он максимально слил топливо. Осталось только, чтобы хватило добраться до судна. Расстояние между кораблем и берегом 20 километров. Вместе с механиком и командиром набралось 38 человек - летели стоя, прижавшись друг к другу. Я был в их числе и могу рассказать о своих ощущениях: в автобусе в час пик, наверное, свободнее бывает, чем было тогда в Ан-2. Мы долетели до судна, сели около борта на лед. Стрела крана уже была заведена, сразу подцепили самолет и буквально только-только успели поднять на борт. И тут начался просто ураганный ветер. Еще бы на полчаса задержались и точно не смогли бы оттуда никого вывезти - все бы погибли.

- Говорят, когда самолет на лыжах садится на ледник при сильно отрицательной температуре, поверхность ледника становится не приспособленной для посадки...

- Когда я в последний раз возвращался из Антарктиды в 1981 году (это была 26-я САЭ), со станции «Восток» пришло сообщение, что у одного из полярников наблюдаются острые проявления горной болезни. Если его не вывезти, то вряд ли он выживет. А температура там была уже чуть ли не под минус 700 С! (При такой температуре лед становится примерно как наждачная бумага и теряет все скользящие свойства.) Лететь из «Мирного» примерно 8 часов.

Командир Ил-14 Кравченко Евгений согласился лететь, но он поставил условие принимающей стороне: чтобы взлетную полосу (метров тридцать) предварительно «оплавили» паяльными лампами. Сказал, что он мотор глушить не будет, винт останется работать и что они должны больного быстро внести в дверь, которую летчик откроет, и он сразу же взлетит. Так и было сделано. Он сел, и только успели занести больного в салон, пилот сразу же дал по газам и улетел. Это был, пожалуй, единственный случай на моей памяти, когда при такой температуре садился самолет на лыжных шасси на ледник.

Пингвины охотно общаются с полярниками

- Во время зимовок с пингвинами не общались?

- С ними был связан один смешной случай. Шла разгрузка материалов и продуктов с судна на берег. Моряки поймали императорского пингвина и доставили его на палубу. Обрезали халат, чтобы он был ему по росту, нарядили в него пингвина, подпоясали, в нагрудный карман положили кусок белой бумажки и авторучку. И вот целый день идет разгрузка, а он ходит по палубе и никуда не пытается убежать. Приходят полярники что-то уточнить по грузу, а их посылают к бригадиру. Они спрашивают: а где, мол, бригадир-то? Им отвечают: да там, дескать, где-то у трюма. Они подходят к трюму и видят в роли бригадира пингвина в халате. Сразу, конечно, взрыв хохота - розыгрыш удался.

Виталий Карюков

Фото А. Матвеева, REX/FOTODOM, ТАСС/П. Сотников

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.