Если банкомат выдал денег меньше, чем вы запрашивали, но со счета была списана изначально запрашиваемая сумма, или после внесения через банкомат одной суммы на счет записывается другая, «Вправе знать!» расскажет, что делать, когда электронно-механическое устройство не хочет честно работать.
Банки, дорожащие репутацией, по запросу клиента проводят расследование и, выявив технический сбой, возвращают недостающие деньги на счет клиента. Но что делать, если, столкнувшись с ошибкой банкомата, финансовая организация отказывается вернуть деньги, ссылаясь на результаты проверки, которые не зафиксировали ошибку и лишних денег в банкомате?
Представьте ситуацию. Женщина хочет снять со счета 30 тыс. руб., вписывает соответствующую сумму в окне банкомата, забирает деньги, отходит от аппарата, пересчитывает деньги и... недосчитывается пяти тысяч. Дама немедленно обращается к сотрудникам банка, просит зафиксировать количество купюр на руках, пишет заявление «о недостаче», но его не принимают, потому что у клиентки нет с собой паспорта. Женщина продолжает настаивать на том, чтобы заявление у нее приняли сейчас, а документ, удостоверяющий личность, она принесет позже. Снова отказ. Банк даже отказался предоставить клиентке телефон (свой она оставила дома) для связи со службой по работе с банкоматами. Сбегав за паспортом, женщина все же оставляет заявление, а через какое-то время получает ответ: «По результатам проведенной банком проверки нарушений не обнаружено... банкомат выдал 30 тыс. руб.». К делу подключились юристы. Проанализировав детали проблемы, они развели руками: судебный иск имеет крайне туманные перспективы, так как отсутствует доказательная база и доказать, что проверка проведена банком неправильно, практически невозможно, ведь сторонний человек априори не может вмешаться и проконтролировать процесс банковского расследования.
Грамотные действия при получении денег в банкомате серьезно увеличивают шансы возвращения недополученной суммы. Какими должны быть эти действия, рассказал гендиректор юридической компании «Базальт» Василий Неделько:
1. При снятии наличных всегда выбирайте в банкомате функцию «напечатать чек». Особенно если речь идет о значительных суммах. Данные с чека помогут оперативно составить заявление в банк.
2. Взяв деньги, сразу пересчитайте их. Обязательно сделайте это перед видеокамерами банкомата (зона съемки расположена на уровне экрана либо чуть выше) - камера должна зафиксировать количество купюр и их номинал. Проделывать эту операцию под взглядами посторонних, конечно, некомфортно, но, если банкомат вас обсчитал, это поможет вернуть деньги.
3. Если выданная сумма не совпадает с запрошенной, обратитесь к людям, ставшим очевидцами произошедшего. Привлеките их внимание и вместе пересчитайте купюры перед видеокамерами банкомата. Попросите у свидетелей контактные данные.
4. Запишите номер банкомата (его можно узнать из чека или присланной на телефон sms) и адрес, где он находится.
5. Обратитесь в банк с заявлением. В нем укажите время и место происшедшего, номер банкомата, его адрес, сумму, которая была затребована, количество и номинал полученных купюр. Укажите имена свидетелей, если они были. Сообщите, что видеокамеры банкомата зафиксировали количество и номинал полученных купюр. Попросите сохранить видеозапись.
6. Снимите копию с заявления. Поставьте на нем входящий номер. Уточните сроки рассмотрения заявления.
7. Некоторые банки принимают заявления по телефону. Если выбрали такой путь, запишите имя сотрудника банка и номер обращения.
- Дальнейшее развитие ситуации зависит от того, насколько банк ценит своих клиентов, - говорит Василий Неделько. - Банк провел расследование и со словами извинения вернул вам деньги? Прекрасно! Но что делать, если получен ответ: «Излишек денег и сбоев в работе банкомата не выявлено, мы не можем удовлетворить ваше требование о возврате средств»? Можно попробовать оспорить результаты банковского расследования в судебном порядке, но сначала реально взвесьте шансы на победу. Самым весомым доказательством может стать видеозапись, на которой вы пересчитываете полученные из банкомата купюры. Банк по запросу суда должен ее предоставить. Если такой видеозаписи нет, ситуация усложняется, поскольку свидетельские показания и пересчет денег, когда клиент уже отошел от кассы, не являются бесспорным доказательством.