Война. Конфликты. Безопасность
2484 | 0

Грозное небо Донбасса

Готовы ли средства ПВО армейских корпусов ЛДНР к отражению удара ВСУ?

Грозное небо Донбасса
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Ровно никакого спектра эмоций у наиболее подкованной в военно-политических вопросах части населения Донбасса, а также у донбасских и российских военных экспертов не вызывает факт грядущего занятия президентского кресла на Украине изворотливым оппортунистом и «марионеткой» западных разведывательных структур Владимиром Зеленским.

И ничего экстраординарного в данном положении вещей нет, ведь все мы не понаслышке осведомлены о том, что пафосно преподнесённый украинскими и даже некоторыми российскими СМИ результат волеизъявления украинского народа, по сути, ознаменует лишь смену «личины украинской верхушки», а также приведёт к некоторому переформатированию иностранного дипкорпуса «незалежной». 

В ту же очередь, тенденция к усилению антироссийской риторики, а также росту градуса напряжённости на Донбассе будет сохраняться, равно как и реализация негласного договора с Лондоном о предоставлении портовой инфраструктуры Одессы и Николаева командованию ВМФ Великобритании под возведение причальной инфраструктуры для катеров морской пехоты и надводных боевых кораблей 1-го и 2-го рангов.

Да и что уж здесь долго анализировать, когда практически вся предвыборная программа господина Зеленского курировалась не кем иным, как днепропетровским олигархом Игорем Коломойским, который в своё время являлся одним из главных спонсоров нацистского полка «Азов» и военизированных формирований «Правого сектора», а также главой МВД «незалежной» Арсеном Аваковым, имеющим прямое отношение к военным преступлениям, чинимым украинскими войсковыми формированиями на Донбасском театре военных действий на протяжении последних четырёх лет. 

Нас же в сложившихся обстоятельствах более всего беспокоит оборонительный потенциал 1-го и 2-го армейских корпусов Народной милиции Донецкой и Луганской народных республик, который основывается, прежде всего на контрбатарейном потенциале развёрнутых близ линии соприкосновения артиллерийских батарей, насыщенности передовых укрепрайонов противотанковыми подразделениями, а также на технологическом уровне состоящих на вооружении зенитно-ракетных средств. 

Здесь можно констатировать, что 1,5-1,8-кратное отставание армейских корпусов ЛДНР от украинских войсковых формирований по количеству САУ (2С1 «Гвоздика», 2С3 «Акация», 2С19 «Мста-С»), единиц ствольной буксируемой артиллерии (гаубицы Д-20, Д-30, «Гиацинт-Б», «Мста-Б»), а также реактивной артиллерии (РСЗО БМ-21 «Град», БМ-27 «Ураган» и БМ-30 «Смерч») может быть легко перекрыто увеличением точности (уменьшением кругового вероятного отклонения) во время огневой работы благодаря сопряжению данных средств с радарами артиллерийской разведки «Зоопарк» и «Аистёнок», которые имеются в распоряжении Донецка и Луганска.

Эффективность противотанковых подразделений ВС ЛДНР также находится на должном уровне благодаря благоприятствующему возвышенному рельефу местности, на котором развёрнуты «республиканские» ПТРК «Конкурс-М» и т.д., а также за счёт того, что данные ПТРК большую дальность действия, чем «Джавелины», и схожую с ПТРК «Стугна-П». Данные выводы мы смогли сделать в ходе проработки нашего предыдущего обзора.

Теперь же пришло время оценить возможности наиболее важной компоненты 1-го и 2-го армейских корпусов республик - подразделений ПВО. На сегодняшний день в их распоряжении находятся: несколько десятков переносных зенитно-ракетных комплексов «Стрела-3» и «Игла/-С», а также более двух десятков ЗРК «Стрела-10М3» и «Оса-АК/АКМ».

Переносные ЗРК «Стрела-3», являющиеся модернизированными вариантами ПЗРК «Стрела-2/М», предназначены для формирования зонально-объектовых противовоздушных «зонтиков» нижнего рубежа с высотным диапазоном перехвата от 15 до 3000 м, дальностью поражения - 4500 м и скоростью перехватываемых целей - 1120 км/ч (в переднюю полусферу, на встречных курсах) и 940 км/ч (в заднюю полусферу, вдогон).

Как следствие, данные комплексы адаптированы для противостояния состоящим на вооружении Воздушных сил Украины ударным вертолётам Ми-24, многоцелевым вертолётам Ми-8, штурмовикам Су-25, а также фронтовым истребителям МиГ-29А и бомбардировщикам Су-24, оперирующим на малых высотах с дозвуковыми скоростями. 

Между тем, оснащение комплексов «Стрела-3» зенитными ракетами 9М36/-1 с устаревшими однодиапазонными инфракрасными ГСН (разработаны в 1968 году и имеют низкую помехозащищённость) обуславливает крайне низкую эффективность при перехвате целей, отстреливающих инфракрасные ловушки, а также целей, которые приближаются со стороны подсвеченных массивов кучевой облачности.

Мощное инфракрасное и ультрафиолетовое излучение, исходящее от данных атмосферных массивов, полностью «засвечивает» маленькие теплоизлучающие отметки от турбореактивных и турбовинтовых двигателей истребительной и военно-транспортной авиации. 

Что же касается работы по малоразмерным теплоконтрастным целям (к примеру, по недавно разработанной противокорабельной/многоцелевой ракете «Нептун», - украинской концептуальной копии Х-35У «Уран»), то она будет возможна исключительно в вечернее и ночное время суток; при этом дальность «захвата» слабого инфракрасного излучения от миниатюрного турбореактивного двигателя тактической ракеты не будет превышать 1500 - 2000 метров.

Вывод: для более-менее эффективной работы по малоразмерным объектам, двигающимся с околозвуковой скоростью, операторы комплексов «Стрела-3» должны заблаговременно получить целеуказание (азимутальные и угломестные координаты) от приданной наземной РЛС обнаружения, либо от операторов самоходного ЗРК «Оса-АК/АКМ», получающих информацию о воздушной обстановке от сантиметрового когерентно-импульсного радиолокационного обнаружителя кругового обзора, расположенного на боевом модуле «Осы». Для этого в состав переносных ЗРК «Стрела -3» входят радиостанции Р-147 и Р-147П. 

В ту же очередь, «древняя» головка самонаведения ЗУР 9М36/-1 не сможет «захватывать» современные беспилотные летательные аппараты позиционной и территориальной разведки, обладающие сверхмалыми радиолокационной и инфракрасной сигнатурами (включая квадрокоптеры, гексакоптеры и октокоптеры, а также однодвигательные дроны X8 «Skywalker», планер которых изготовлен из композиционных материалов).

Стало быть, наличие ПЗРК «Стрела-3» в номенклатуре вооружения мотострелковых подразделений Народной милиции ЛДНР не обеспечит должного прикрытия республиканских укрепрайонов от широкомасштабных рейдов украинских дронов-коптеров, «снаряженных» ручными гранатами, а также кумулятивными БЧ с соответствующими радиокомандно-электромеханическими устройствами сброса.

Куда более высокие результаты боевой работы по вышеуказанным малоразмерным целям способны продемонстрировать ПЗРК 9К338 «Игла-С», а также самоходные ЗРК «Стрела-10М3» (последние являются наиболее распространёнными мобильными средствами ПВО в армиях Луганской и Донецкой народных республик).

Боекомплект комплексов 9К338 «Игла-С» представлен более «энергетическими» зенитными управляемыми ракетами 9М342, которые оснащены современными двухдиапазонными инфракрасными ГСН 9Э345 с двумя фотоприёмниками, первый из которых работает в средневолновом ИК-диапазоне (3-5 мкм), второй - в коротковолновом (1-3 мкм). 

Первый более эффективен для захвата теплоконтрастной цели на значительном расстоянии в 4 - 6 км, второй - для устойчивого сопровождения захваченной цели, инфракрасная сигнатура которой чрезвычайно мала и практически не контрастирует с холодным воздушным пространством. Именно этот фотоприёмник даёт возможность уверенно перехватывать крупные коптеры, а также тактические крылатые ракеты. 

Скорость и высота поражаемых посредством «Иглы-С» целей были доведены до 1440 км/ч (1,2М) и 3500 м соответственно, что обеспечивает возможность уничтожения истребительной авиации ВВС Украины, действующей в низковысотном режиме со сверхзвуковой скоростью.

В ту же очередь, в сложной метеорологической обстановке данная головка самонаведения не сможет показать должную эффективность, а значит, радиус действия «Иглы-С» сократиться до 1 - 2 км.

Зенитные управляемые ракеты 9М37М комплекса «Стрела-10М3» обладают аналогичным недостатком; тем не менее, наличие в архитектуре оптической ГСН третьего фотоконтрастного приёмника, работающего в оптическом ТВ-диапазоне, повышает помехозащищённость ракеты и позволяет осуществлять наведение даже на холодные «объекты» посредством захвата силуэта цели. Подобный метод позволяет «Стреле-10М3» обстреливать как квадрокоптеры и дроны, оснащённые электродвигателями, так и свободнопадающие авиабомбы.

Стратегически важным активом в структуре системы ПВО ЛДНР, безусловно, являются самоходные ЗРК «Оса-АК/АКМ». В этих комплексах используется радиокомандная система наведения зенитных ракет 9М33М2/3 по данным РЛС сопровождения цели, работающей в сантиметровом X-диапазоне, а также по данным размещённых на боевых модулях телевизионно-оптических визиров.

Преимуществом радиокомандного наведения по данным РЛС можно считать эффективное боевое дежурство в сложных метеорологических условиях, когда оптическая проницаемость атмосферы не превышает нескольких сотен метров. 

* Вертолёт РЭБ Ми-8МТПС, оснащённый комплексом РЭП «Азалия», представленным малоэлементной активной ФАР

В то же время, с учётом восстановления специалистами Конотопского авиаремонтного завода «Авиакон» советских вертолётов радиоэлектронной борьбы Ми-8МТПС в интересах армейской авиации ВСУ, эффективность данного канала наведения комплексов семейства «Оса-АК» может быть сведена к нулю.

Ведь данные вертолёты оснащаются станциями радиоэлектронного противодействия S/G/Х-диапазонов СПС-63/66 «Азалия», способными на легке подавить стрельбовой режим работы устаревших РЛС наведения комплексов «Оса-АК».

И это не говоря уже о предельной высоте поражаемых целей, которая у данных комплексов составляет все 5000 метров, из-за чего украинская тактическая авиация может безнаказанно наносить удары по Донецку, Луганску и многочисленным населённым пунктам республик с высот в 8 - 12 км.

Евгений Даманцев.

Фото Pixabay.com

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.