На прошлой неделе правительство внесло на рассмотрение Госдумы законопроект, который предполагает повышение акцизов на топливо с 1 апреля.
Акциз за литр бензина составит два рубля, на дизельное топливо - один рубль. По оценкам Федеральной антимонопольной службы (ФАС), из-за этого прибавка к ценам на автозаправках составит 2-3%. Всего же, полагают в ФАС, бензин в 2016 г. подорожает процентов на десять.
Сегодня в Москве бензин марки АИ-92 (АИ-93) можно приобрести по цене от 32,6 до 35,8 рубля за литр, марки АИ-95 и выше - от 35,5 до 39,3 рубля. В других городах и весях топливо дешевле. Но лишь чуть-чуть. При нынешних ценах на топливо и уровне средней по стране зарплаты в 30 тыс. рублей даже подорожание бензина на 2-3% окажется существенным.
Чего же добивается правительство, повышая акцизы? Оно исходит из того, что бюджет страны в этом году за счет повышения акцизов получит 89,3 млрд рублей дополнительных доходов. Однако благие пожелания могут окончиться пшиком или даже минусом.
«К каким последствиям приведет изменение акцизов - это вопрос открытый, - заявил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. - Понятно, что это фактор, влияющий на повышение цены». Ну хорошо, цены повысили, не впервой. Ездить от этого меньше не станут?
Станут, считает г-н Голомолзин: «Если, например, цены будут расти, это может означать, что потребление будет падать, потому что мы сейчас находимся на таком уровне, когда цена является чувствительной для потребителя... Рост акциза, рост цены могут означать снижение потребления топлива». Поэтому, по словам Голомолзина, и «вопрос исчисления дополнительных налоговых поступлений тоже открытый».
То есть даже в правительстве не уверены, что повышение акцизов прольется золотым дождем на бюджет, возможно, все получится с точностью до наоборот. Так зачем же тогда гнать лошадей? А это в логике действий нынешнего российского правительства! Ему во что бы то ни стало надо сократить дефицит бюджета, а для этого, как говорится, все средства хороши, в том числе повышение акцизов на топливо. Или сбор с большегрузных автомобилей за езду по федеральным трассам (по сути, новый налог), который уже ввели. А еще власти обсуждают замену трех нынешних страховых взносов во внебюджетные фонды одним соцналогом, а заодно и его возможное повышение.
Между тем в Бюджетном послании в 2012 г. Владимир Путин обещал не повышать налоговую нагрузку до 2018 г. Нам объясняют, что акцизы и налоги не одно и то же. Полноте, господа! Акциз - это косвенный общегосударственный налог, список подакцизных товаров определяется статьей 181 Налогового кодекса РФ. Так что между акцизом и собственно налогом разницы никакой нет. «Акцизы - это налог, который непосредственно оказывает влияние на цены», - говорит все тот же г-н Голомолзин.
Подсчитано, повышение акцизов даст рост цен на топливо в среднем на 2 рубля за литр, значит, полезет вверх вся логистика. Цены на продовольствие и без того запредельные по отношению к нашим зарплатам еще повысятся. Агропром задерет цены на свою продукцию - ему надо будет компенсировать потери от роста цен на топливо. Торговля тоже не останется в стороне - ей надо будет оплатить выросшую в цене доставку продуктов и товаров. Спрос сократится еще больше. От этого проиграет экономика. Порочный круг! Отсутствие экономической стратегии правительство пытается компенсировать тактикой увеличения фискальной нагрузки на бизнес, который тут же перекладывает ее на потребителей - на нас с вами.
Максим Грегоров
Карикатура А. Хорошевского