Отношения Пекина и Токио ухудшаются с каждым днем. Им никак не удается урегулировать конфликт по поводу островов, которые японцы называют Сенкаку, а китайцы - Дяоюйдао. Те и другие считают эти клочки суши своими.
«МН» уже писал о том, что Пекин объявил зону ПВО над Восточно-Китайским морем, где располагаются спорные острова. Он требует, чтобы самолеты, пролетающие через этот район, докладывали о своем маршруте и радиочастотах. Американцы считают острова японскими, соответственно и зону ПВО, установленную Пекином, признавать не собираются. Япония тоже отказывается следовать указаниям Пекина. Таким образом, конфликт обостряется. В ответ на рейды китайских кораблей в спорных водах Япония провела учения, в ходе которых «освободила захваченные острова».
Тем временем географические рамки конфликта расширяются. С 1 января вступили в силу новые правила рыболовства в Южно-Китайском море, установленные Пекином. Согласно им, иностранное рыболовное судно, прежде чем войти в воды, которые Китай считает территориальными, должно предварительно получить разрешение китайских властей. Суда, которые войдут без разрешения в воды, объявленные китайскими, будут арестованы, их улов и сети конфискованы, нарушителей заставят выплатить штраф в $500 тысяч. Пекин претендует почти на всю акваторию Южно-Китайского моря, не обращая внимания на протесты Брунея, Малайзии, Филиппин, Вьетнама и Тайваня. Фактически Китай лишает Вьетнам права на 200-мильную исключительную экономическую зону. Спор разгорается в водах вокруг острова Хайнань, односторонне, в обход международных правил, приписанных к провинции Хайнань, они охватывают огромное пространство площадью в 2 млн кв. км. Этот остров находится напротив вьетнамского побережья, и обстановка там быстро накаляется. В Вашингтоне и Токио новые правила рыболовства, установленные Китаем, назвали «провокационными и потенциально опасными».
Однако японские власти также подливают масла в огонь. Возмущение в Китае и других азиатских государствах, подвергавшихся японской оккупации, вызвало посещение премьер-министром Синдзо Абэ синтоистского храма Ясукуни в Токио. Дело в том, что это святилище посвящено памяти японских воинов, павших за родину, в том числе военных преступников, казненных по приговору Токийского трибунала. Неудивительно, что храм в глазах тех же китайцев, настрадавшихся от рук японских милитаристов, стал символом агрессивной политики, зверств японской военщины во время Второй мировой войны.
В конфликт втягивается Южная Корея, которая намерена объявить о своей оборонной воздушной зоне, перекрывающей оспариваемое Китаем пространство. Сеул ведет строительство военно-морской базы, рассчитанной на размещение надводных кораблей и подводных лодок. Япония к 2016 г. собирается построить новую армейскую базу на небольшом необитаемом острове рядом со спорными островами Сенкаку. Не вызывает сомнений, что в случае военного конфликта США поддержат своих японских и южнокорейских союзников. Жесткая антикитайская риторика США вряд ли напугает Пекин. Ее цель - вовлечь в антикитайский «фронт» Вьетнам, Филиппины и другие страны Юго-Восточной Азии, также втянутые в территориальные споры с КНР. Китай, настроивший против себя из-за своей экспансионистской политики практически всех соседей по региону, в то же время стремится заручиться поддержкой России. Москва же пока занимает выжидательную позицию, официально не поддерживая ни одну из сторон конфликта.
Ведущий рубрики Николай Иванов