События в мире
2726 | 0

Шедевры мирового искусства прячут от народа

В мире растет число приобретаемых на аукционах произведений искусства, которые затем на долгие годы становятся недоступными для широкой публики.

Шедевры мирового искусства прячут от народа
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Картины Гогена, Матисса и Пикассо отправляются на специальные склады с искусственным климатом, где наравне с дорогими винами и слитками золота содержатся как банковский вклад, цена которого растет из года в год.

Такие хранилища располагаются в Люксембурге, Сингапуре и Швейцарии. Только в Женеве спрятаны 1,2 млн ценнейших произведений искусства. Их хозяева из разных стран содержат такие «вклады» за рубежом, дабы не платить налог за ввоз их в свою страну.

Оплата картин часто производится через офшорные компании, трастовые фонды, скрывающие имя приобретателя. Известно, что российский олигарх Рыболовлев, накупивший произведений искусства на 650 млн долларов, использовал для этого офшорную компанию Xitrance Finance на Британских Виргинских островах.

150 миллиардеров регулярно покупают произведения искусства, пряча их потом в безналоговых зонах, как и свои деньги.

В новой книге писателя и искусствоведа Дона Томпсона рассказывается о том, как аукционные дома бессовестно заманивают в свои сети богатеев, убеждая их в необходимости вложений «в самые надежные ценности, которые никогда не падают в цене».

Покупателей тайно доставляют первым классом на аукционы и размещают в специальных кабинетах, отдельно от остальной публики, гарантируя, что никто не сможет сфотографировать или просто узнать их.

В мае 2014 года «Кристис» привез в Нью-Йорк восемнадцать китайцев, которые за два дня накупили картин французских импрессионистов на 236 млн долларов. Китайский миллиардер Лиу Иджан заплатил аукциону за картину Модильяни 170 млн долларов.

За несколько вечеров на аукционе в Нью-Йорке можно наторговать на 1,5 млрд долларов. Хотя аукционеры и получают от продаж немалый процент, в наибольшем выигрыше оказываются независимые частные консультанты, которые находят картину для клиента и называют сумму комиссионных. Этим посредникам платят все - и продавцы, и покупатели. В бизнесе участвуют и выставочные галереи, создающие свои финансовые отделы и ловко агитирующие клиентов, как им создать свои коллекции. Причем сами бизнесмены, решившие вложиться в бессмертное искусство, как правило, ничего в нем не смыслят. Им можно задорого продать все что угодно.

Прежде всего это касается так называемого современного искусства, когда большие блестящие надувные собаки Джеффа Кунца - копии тех, что сооружают уличные клоуны из надув­ных шариков, продаются почти за 59 млн долларов. (Столько пожертвовал американский бюджет на разработку вакцины от смертельной лихорадки Эбола.) Одна из таких работ была сразу же отправлена в спецхран Нью-Джерси с перспективой выгодной перепродажи.

Одна из неразрешимых проблем этого рынка - то, что его «шедевры» очень легко подделывать. Как честно признал культовый американский художник Энди Уорхол, искусство - это все, что вы можете всучить публике, например, банки из-под консервированного супа, кирпичи и даже неубранные постели. Для всего этого добра уже готовы хранилища в Женеве.

Николай Иванов.

REX/FOTODOM

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.