Курс на стратегическое партнерство с Китаем, объявленный руководством России в прошлом году на фоне резкого ухудшения отношений с Евросоюзом и США из-за украинских событий, не остался незамеченным лидерами КНР.
Китай при необходимости готов поддержать Россию, но считает, что она и сама способна преодолеть текущие экономические проблемы, заявил министр иностранных дел КНР Ван И. «У России достаточно возможностей и мудрости, чтобы преодолеть существующие трудности в экономической ситуации. Мы предоставим необходимую помощь в рамках собственных возможностей, если российская сторона испытает в этом нужду», цитирует главу китайского МИДа англоязычная версия китайской газеты China Daily.
Каналов для китайской поддержки российской экономики более чем достаточно. Это, например, взаимодействие в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и БРИКС (группы из пяти самых крупных развивающихся стран, включая РФ и КНР).
Как конкретную помощь России можно расценить тот факт, что в ноябре прошлого года Пекин увеличил импорт российской нефти на 65% по сравнению с тем же месяцем 2013 г. – до рекордных 3,31 млн. тонн.
«Помощь Китая не снимет Россию с крючка полностью, – пишет газета Global Times, близкая к компартии КНР. – Китай может предложить России значительный капитал, технологии и рынки, но эффект от этих шагов будет ограниченным, если экономика России не преодолеет значительной зависимости от экспорта нефти и не пройдет структурную диверсификацию. Если китайские инвестиции в Россию будут быстро расти в таких обстоятельствах, Москва может заподозрить Китай в тайных мотивах. Россия не хочет быть вассалом китайской экономики, и Китаю следует ясно осознавать эту красную линию». Поэтому помощь Китая «будет ограничена тем, что попросит сама Россия».
Следует всегда иметь в виду, что Китай ничего и никогда не делает «по доброте душевной». Его руководство проводит крайне прагматическую политику, в том числе и по отношению к России. Разумеется, Москва и Пекин нуждаются друг в друге. Они заинтересованы в усилении своих позиций, чтобы не остаться один на один с США. Но у Пекина есть и личные интересы. Да, сегодня, китайская экономика вырвалась на первое место в мире, обогнав американскую. «МН» недавно об этом писал. Но эксперты начинают говорить о приближающемся спаде, связанном с перепроизводством. Китаю грозит закрытие многих производств, нарастание социальной напряженности из-за роста безработицы. Так что, помогая России, например, дешевыми кредитами или увеличением импорта энергоносителей, КНР имеет в виду, прежде всего, свои собственные проблемы.
Российский рынок для Пекина – один из самых перспективных. Сворачивание в РФ потребительского спроса, начавшееся в прошлом году, для китайской экономики носит практически столь же негативный характер, как и для российской. Китайцы, разумеется, не хотят упустить счастливую возможность заняться активным замещением западного импорта, потерянного Россией в ходе «войны санкций».
Однако при этом ждать от восточного соседа, например, помощи в укреплении рубля, по-видимому, не приходится. Недавно на сайте официального печатного органа КНР «Жэньминь жибао» была размещена статья о сомнениях китайских аналитиков в надежности российской валюты.
«Центробанку России очень трудно в одиночку переломить тенденцию снижения курса рубля. Силы рынка огромны, а это вынужденное противостояние лишь ускорит расход валютных резервов Центробанка», – цитирует издание высказывание аналитика государственных рисков и кредитов Ли Хайшаня.
«Быстрая девальвация рубля влечет за собой огромные риски валютного курса для китайских экспортных предприятий, в особенности для тех, которые подписали контракты с рублем в качестве расчетной валюты», – считает Ли Хайшань.
Подобный скепсис китайских экспертов, близких к правительству КНР, может перечеркнуть планы Москвы использовать рубль в международной торговле и тем самым ослабить влияние доллара. О необходимости перейти на взаиморасчеты в национальных валютах со странами, не поддержавшими антироссийские санкции, неоднократно заявлял президент РФ, делая основную ставку именно на КНР. «Во взаиморасчетах (Россия и Китай) намерены последовательно повышать долю рубля и юаня. Формируются совместные инвестиционные и банковские структуры. Такая сеть позволит обеспечить финансирование крупных проектов мирового уровня – в инфраструктуре, в добыче и переработке полезных ископаемых, в машино- и авиастроении, в создании наукоемких производств», – говорил Владимир Путин в середине прошлого года.
Увы, эти планы могут остаться на бумаге – китайцы считают рубль слишком нестабильным, ненадежным платежным средством и, судя по всему, не горят желанием рисковать, переходя на расчеты в национальных валютах. Как говорится, дружба дружбой, а табачок и тем более финансы – врозь.
Игорь Минаев