События в мире. Новости политики
11259 | 0

К Горбачеву и перестройке россияне стали относиться лучше

К Горбачеву и перестройке россияне стали относиться лучше
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Весной 1985 г., ровно 30 лет назад, в политический, а вскоре и в обиходный словарь с подачи генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева вошли слова «ускорение» и «перестройка». Социологи решили выяснить, как к личности реформатора и его политике россияне относятся сегодня.

Напомним, на состоявшемся 23 апреля 1985 г. пленуме ЦК КПСС Горбачев презентовал программу широких реформ под лозунгом «ускорения социально-экономического развития страны». Социализм не отменялся, имелось в виду, что ускорение движения будет происходить именно по социалистическому пути - на основе «эффективного использования достижений научно-технического прогресса, активизации человеческого фактора и изменения порядка планирования». Термин «перестройка» появился несколько позднее. В середине мая 1985 г. генсек встречался с активом Ленинградского горкома партии. Там-то он впервые и употребил слово «перестройка» для обозначения общественно-политического процесса: «Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем!». Слово быстро подхватила пресса, вскоре оно стало лозунгом начинавшихся в СССР демократических перемен.

Социологи «Левада-центра» решили выяснить, как сегодня россияне относятся к перестройке и ее инициатору. Выяснилось, что к Михаилу Горбачеву многие уже перестали испытывать негативные чувства, а о его перестройке вспоминают с теплотой.

Опросы на тему отношения к перестройке «Левада-центр» начал проводить с 1995 г. Первый из них показал, что 53% респондентов настроены по отношению к перестройке резко отрицательно. Сегодня же только 41% опрошенных считают, что без перестройки было бы лучше. В 2001 г. 34% участников опроса заявили, что относятся к творцу перестройки Михаилу Горбачеву с неприязнью, ныне таких всего 14%. То есть налицо потепление к первому (и последнему) президенту СССР и провозглашенному им курсу на перемены. Как это объяснить?

Отчасти на данный вопрос отвечают сами опрошенные. Когда им задавали вопрос о том, что дала перестройка, на первом месте оказывался ответ: «Возможность выезда за границу», на втором: «Возможность высказывать свое мнение», на третьем: «Возможность заниматься частным бизнесом». Лишь после этого следовали упоминания об экономическом кризисе, распаде страны и кровавых межнациональных конфликтах. Причем, число тех, кто считает, что в этнических конфликтах виновата перестройка, снизилось с 16% в 2005 г. до 12% в 2015-м.

Социологи объясняют новый расклад мнений изменением возрастной структуры общества. Все больше становится тех, кто не застал времена Советского Союза, так же, как и горбачевскую перестройку. Для них это – чистейшей воды абстракции, о которых упоминают разве что учебники истории. Отсюда и отношение - нейтральное или безразличное. Доля тех, кто затруднялся ответить на вопросы о перестройке, составляет сегодня 20-25%. Еще одна причина заключается в том, что люди, заставшие СССР, Горбачева во главе государства и его перестройку, привыкли жить в новой стране, пусть и объявившей себя правопреемницей Советского Союза. Первые опросы социологи проводили, когда после распада страны людям приходилось невыносимо трудно, и они во всех своих бедах и напастях обвиняли политику Горбачева. В нынешних неурядицах, например, в резком снижении жизненных стандартов из-за кризиса Горбачева винить бессмысленно. Винят в основном Запад. Многие при этом начинают ностальгировать по временам, когда подули свежие ветра, сорвавшие железный занавес, и за свободные мысль и слово перестали отправлять в ГУЛАГ или психушку.

Однако, как мы видим, и по сей день довольно много людей негативно настроены по отношению к перестройке конца 1980-х - начала 1990-х и ее творцу Горбачеву. Во-первых, мы, россияне, - народ очень консервативный, не любящий в принципе никаких перемен. Во-вторых, многие считают (и не без оснований!), что, если бы не развал СССР, в котором они обвиняют Горбачева, не было бы, в частности, противоестественного разделения славянских народов, и вместо добрососедской и гостеприимной Украины мы не получили бы фактически враждебное государство. В советские времена такое могло присниться только в страшном сне.

Игорь Минаев

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.