Правительства стран Балтии чуть ли не еженедельно заявляют о возможном закрытии своих портов, трубопроводов и большей части железных дорог, ибо объем грузового транзита через эти страны - минимум на 70% российский - продолжает падать.
А местный бизнес буквально умоляет российскую сторону сохранить транзит, обещая сделать его почти бесплатным. Но, похоже, и это не помогает...
ТРАНЗИТНЫЙ НАВАР – УЖЕ ИСТОРИЯ
Вплоть до конца 1990-х внешнеторговый транзит российских грузов обеспечивал как минимум треть годовых доходов прибалтийских госбюджетов, так как именно в братской Прибалтике в 1950-х - начале 1980-х были созданы крупные транзитные порты на базе еще ганзейских портов, существовавших там с Х века. Кратчайшие пути к Балтике из глубинной России исстари связаны с этими же портами. Кстати, некоторые из них еще во времена Ивана Грозного и Алексея Михайловича, а также в 20-30-х годах прошлого века были в российско-советской аренде.
Но после 1991 года этот транзит, естественно, стал рычагом для политического давления на РФ и ущемления прав русских в странах Балтии, где вообразили, что, дескать, никуда РФ не денется от нашего транзита. Ибо 30-35% внешнеторгового потока СССР, да и в 1990-х российского, шло через эти порты.
Политически и экономически такая ситуация вкупе со вступлением стран Балтии в НАТО не могла устраивать Россию. Поэтому РФ с начала 2000-х начала сокращать нефтетранзит через страны Балтии, построив Балтийскую трубопроводную систему к порту Приморск в Ленинградской области, наладив железнодорожные перевозки нефти с нефтепродуктами и другими грузами к портам Высоцк, Выборг и Усть-Луга.
Как следствие, прибалты вскоре получили транзитный обвал: за 20 лет объем трубопроводного транзита через страны Балтии сократился более чем на 70%, железнодорожного - более чем на 60%. Соответственно, минимум на 65% упал транзитный объем через тамошние порты. Вдобавок и Белоруссия с декабря 2020 года начала сокращать свой грузотранзит через Прибалтику, особенно через наиболее антилукашенковскую Литву: по значимости белорусский транзит для всех стран Балтии второй после российского.
Хотя прибалты все чаще снижают свои транзитные расценки, это не помогает. Поэтому в тамошних СМИ уже просят от Запада новых экономических санкций (в дополнение к крымским) против РФ, если ее транзитные грузы и впредь будут проходить мимо стран Балтии. Но все больше латвийских и эстонских политиков теперь сетуют: дескать, нужно было бы помягче с местными русскими, чтобы грузы России не уходили из стран Балтии. Увы, опоздали…
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ТУПИК?
Зато в Литве некоторые политики советуют взвинтить транзитные расценки на перевозки в Калининградскую область из других регионов РФ и Белоруссии (как и в обратном направлении), чтобы вынудить Москву и Минск сохранить и даже нарастить транзит через Литву и Латвию. Пока расценки на Калининград не растут, но с учетом антироссийской и антилукашенковской настроенности большей части литовских чиновников резонно предположить реализацию этих предложений.
В связи с этим можно вспомнить, что железную дорогу из Белоруссии через Литву в Калининградский регион по инициативе Сталина в 1951 году было решено целиком передать в ведение Минска с 1953-го: мало ли что выкинут литовцы. Но после смерти вождя решение отменили, чтобы не обидеть Вильнюс. Да и никто предположить не мог, что СССР распадется, а Калининград будет изолирован от остальной российской территории…
А вот нефтепровод в Калининградскую область по инициативе тогдашнего главы союзного Совмина А.Н. Косыгина планировали построить к середине 1970-х. По его мнению, нефтяной и в целом внешнеторговый транзит СССР должен быть по политическим соображениям пропорционально распределен между этой областью и Прибалтийскими республиками. Но брежневцы решили, что политически целесообразно отдать транзит Прибалтийским республикам. Потому и трубу от белорусского Полоцка, где расположен один из крупнейших на западе экс-СССР нефтеперерабатывающих заводов, проложили через Литву не на Калининград, а на латвийский Вентспилс. Даже еще с веткой на соседний литовский порт Бутинге, а вблизи него (в г. Мажейкяй) в конце 1970-х построили НПЗ, и сегодня получающий российскую нефть. А нефтепереработки в Калининграде нет и по сей день...
Алексей Чичкин.
Фото: ADOBE STOCK