В Анапе прошел XXIII Открытый фестиваль кино стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии «Киношок-2014», который город-курорт принимает с 1992 года.
СПЛОШНОЙ РАЗГУЛ
На фестивале наблюдался сплошной разгул… Министерство культуры разрешило показывать на кинофестивале кино с матом – цензурные моменты не «запикивали». Горячительные напитки всем гостям также разрешалось употреблять в неограниченных количествах. Ну, а поскольку проход в столовую был заботливо проложен администрацией через медицинскую клинику, там всем нуждающимся оказывали квалифицированную помощь. Кому помогали подлечить простуду, а кого «ставили на ноги» поутру чарочкой спирта.
По слухам, не отказался от такой «скорой помощи» и знаменитый переводчик и продюсер Василий Горчаков, возивший из года в год в Россию «импортных» звезд. Одной из последних его подопечных оказалась американская порноактриса, а по совместительству певица и актриса Саша Грей - ее заказал какой-то важный человек из числа ее поклонников.
Василий Горчаков провел несколько осенних дней сопровождая девушку и, по собственному признанию, влюбился… «Она такая свежая, у нее прекрасная кожа и удивительная харизма!» - признавался опытный ловелас, когда-то соблазнивший Настасью Кински.
Председатель жюри Екатерина Рождественская не скрывала своего счастья и была готова 24 часа в сутки возиться с маленькой внучкой, которую привезла на кинофестиваль.
На полную катушку отрывалась 75-летняя актриса и телеведущая Тамара Семина, благо был повод - накануне в Аллее звезд в центре Анапы заложили ее именную звезду.
А вот Борису Щербакову жена так и не дала разгуляться, она строго смотрела за количеством выпитого супругом и призывала его вести себя скромнее…
Ну а самой искрометной и красивой парой кинофестиваля, несомненно, были Илья Оболонков и Наталия Громушкина.
УКРАИНЦЫ НЕ ПРИЕХАЛИ
Надо сказать, что в этом году политическая агония сказалась на количестве авторов, которые должны представлять свои фильмы. Фестиваль не посетили украинские съемочные группы, предоставив участникам и гостям «Киношока» самостоятельно интерпретировать драматический рисунок картин.
Метафора многих представленных работ - глухота - эмоциональная, ментальная, психологическая. В фильме Виктории Трофименко «Братья. Последняя исповедь» братья-соседи живут в режиме холодной войны и не общаются целую вечность - сорок лет. Они смотрят на дым из труб и ждут, кто первый умрет. Молчаливый поединок нетерпимости и тотальное отчуждение из-за роковой любви к одной и той же женщине...
Лента «Племя» - фильм-эксперимент, «немое кино XXI века», в котором роли играют глухонемые непрофессиональные актеры. Автор отказывается от звука, все персонажи пользуются языком жестов, который не переводится озвучкой или субтитрами. «Племя» - драматическая история первой любви глухонемого Сергея, который переходит в 11-й класс интерната. Сюжет построен на отношениях героя с одноклассниками и девушкой Аней, по сути это история о глухонемой «мафии».
Александр Котт давно мечтал снять бессловесный полный метр и представил картину «Испытания». Главные герои - шофер, его дочь, влюбленный в нее сосед и русский парень, приехавший в степь на заработки. Страна, в которой они никому не нужны – «быдло», «мясо», расходный материал. В финале трогательные взаимоотношения подростков проходят не под знаком солнечного круга, но света катастрофы и вырастающего из земли масштабного ядерного гриба.
Андриес Гауя привез латвийско-российский фильм «Урок» - сюжет о взаимоотношениях «классной» с современным выпускным классом восемнадцатилетних. Отсутствие дистанции между ребятами и преподавателем, веселые вечеринки дома у симпатичной учительницы, свобода и вседозволенность. Все это лишь первые шаги для того, чтобы главная героиня оказалась в трагическом клинче. Конечно, такие истории заканчиваются по-разному. Герои «Урока» влюбляются, едут в Париж, оказываются в городе Магнитогорске без надежды на разрешение острой жизненной ситуации - над парнем дамокловым мечом висит совершенное в состоянии аффекта убийства, а у учительницы разрушена репутация. Вчерашний школьник бросает возлюбленную в неизвестности мрачного подъезда с видом на урбанизированный декаданс выхлопных труб промышленного ада…
Черно-белый российский «Сын» Арсения Гончукова - про человека, оказавшегося за гранью из-за болезненной любви к матери, которая лишает его шансов на обычную жизнь.
Наверное, прибалтийское кино по системе приемов и ментальности - чисто европейское. Не без удовольствия смотрится фильм «Санта» режиссера Мариус Ивашкевичус (Литва-Финляндия). Спонтанный страстный роман между литовской девушкой и финским актером. Отношения завязываются в новогодних декорациях - Санта увлекается молодой одинокой блондинкой с ребенком. Но у пятилетнего мальчика вдруг обнаруживают рак. По сути ни к чему еще не обязывающие отношения становятся шансом для матери спасти ее ребенка. Главной героине не к кому обратится, и она во многом рассчитывает на нового друга, который оказывается для нее близким человеком. Реальная история тесно переплетается с сказочно-языческой канвой, что ослабляет социальную напряженность и приятно переключает на какие-то андерсеновские цитаты.
ВРЕМЯ РАЗДАВАТЬ ПРИЗЫ
Как всегда быстро и незаметно фестивальная жизнь с кином и вином, пресс-клубами и дебатами в гостиничных номерах, досадно подходит к концу. Приходит время раздавать призы на сцене Летней эстрады в Анапе…
Откровение этого «Киношока» - главная картина стояла в финальном просмотре в последний вечер кинофестиваля. «Кукурузный остров» Георгия Овашвили стал победителем 49-го международного фестиваля в Карловых Варах (Чехия). В основу психологической драмы лег сценарий Нугзара Шатаидзе, который после его смерти закончил сам режиссер Георгий Овашвили. Картина снята на абхазском языке, главные роли исполняют турецкие и грузинские актеры.
«Кукурузный остров» получил «Хрустальную лозу» - главный приз «Киношока» - из рук председателя жюри Екатерины Рождественской. Оператор этой же картины Элемер Рагайи награжден призом за лучшую операторскую работу.
Приз «За лучшую режиссуру» вручили украинскому режиссеру Мирославу Слабошпицкому за фильм «Племя».
Лучшей мужской ролью жюри отметила Алексея Черных — исполнителя главной роли в картине российского режиссера Арсения Гончукова «Сын».
Лучшими актрисами стали Полина Пушкарук и Виктория Лобачева — исполнительницы главных ролей в фильме Ильмара Раага «Я не вернусь» (Россия, Финляндия, Эстония, Беларусь).
Специальный диплом жюри «За зрелый дебют» достался режиссерам Арегу Азатяну и Шогику Тадевосяну (Армения) за фильм «Романтики».
Приз за лучшую музыку в полнометражном кино вручили композитору фильма Александра Котта «Испытание» (Россия) Алексею Айги.
Максим Сидоров
Фото Валерий Седельников