В редакцию «Мира Новостей» часто приходят письма от родителей, которые бьют тревогу: «Что делать? Мой сын/дочь чуть ли не целыми днями сидит за компьютерными играми». Детский психолог, психотерапевт Оксана Бабенко попыталась ответить на этот вопрос.
Условия развития современных детей изменились столь радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Ни одна система воспитания в мире до сих пор не учитывала возможности ухода детей в воображаемые миры.
Чтобы ребенок умел играть, его необходимо этому учить. Но многим родителям куда проще сунуть ребенку в руки планшет или телефон и насладиться тем, что никто не садится им на голову. Можно заняться своими делами или просто посидеть в тишине. А беда между тем уже близко. Когда родители пытаются оторвать ребенка от гаджета, они почему-то забывают, что сами не готовы играть с дочкой-сыном в другие игры.
Компьютер, несмотря на сложное внутреннее устройство, довольно прост, им легко управлять. Если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви и ласки, то риск формирования всякого рода зависимостей, в том числе и компьютерной, возрастает. Один на один с компьютером ребенок приобретает свободу и власть, которых ему не хватает в реальной жизни. Снимается родительский контроль. Обычные нормы поведения, требующие напряжения, координации, учета интересов других, меняются на правила игры, которой управляет сам ребенок. Из зависимого исполнителя он превращается в активного игрока.
Самый сильный мотив компьютерных игр - иллюзия управления реальностью. Легкость, с которой совершаются сложные операции, чрезвычайно привлекательна для ребенка, которому все пока дается с трудом. Особенно для мальчиков, которые стремятся расширить свои возможности, пространство и повысить свой психологический статус. Они получают шанс стать победителями в виртуальном мире.
Когда вы просите или приказываете выйти из игры, то слышите в ответ: «Я только что сел! Мне надо сохраниться (выполнить миссию, что-то достроить и т.д.)». Высокая концентрация на игре сродни гипнотическому погружению в сон, а время летит незаметно. Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы представляем. С точки зрения ребенка, самый близкий человек внезапно отбирает у него интересную игрушку. Это воспринимается как предательство. Возникают обида, разочарование, злость, ощущение несправедливости.
Игры - это симуляторы не столько миров, сколько определенных ярких переживаний, сильных эмоций. Зависимость от игр - это гормональная зависимость. Если в реальной жизни ребенок не получает сопоставимых по силе эмоций, он предпочтет ей игру на компьютере.
Можно ли совместить реальную и виртуальную жизнь ребенка? Для начала решите, что значит для вас компьютер. Важность компьютера для взрослых повышает его значимость и в жизни ребенка. А вот почти равнодушное отношение к технике позволяет использовать ее с большим умом и пользой. Компьютер и дисциплина - вещи вполне совместимые. При этом агрессия взрослых к проведенному за компьютером времени только ожесточает ребенка и создает эффект запретного плода.
Учитывая, что дети принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону их жизни, можно попытаться избежать конфликтов. Для этого:
1 Договаривайтесь о времени игры заранее («Дети твоего возраста играют полчаса в день»). Ребенок не ощущает течения времени, поэтому лучше использовать песочные часы, особенно дошкольникам. В отличие от других видов часов в них визуально видно, как «течет» время.
2 Напомните, что у людей есть не только голова и руки, которые нужны для компьютера, но и ноги, спина... Им тоже хочется поиграть, побегать, попрыгать. Иначе вырастет не человек, а головастик со слабым телом. На малышей это производит впечатление. Дети спокойно переключатся с одного занятия на другое, если все они будут интересны.
3 Старайтесь держать слово: если договорились, что играть можно только полчаса плюс 10 минут на завершение, так и должно быть, иначе в следующий раз ребенок будет манипулировать и сдвигать время, зная, что вы способны уступить. Не справляется мама, пусть подключается и за временем следит папа, бабушка - тот, кто не пойдет на компромиссы и уговоры.
4 Повышайте самооценку ребенка. Если есть хоть какая-то возможность создавать условия для совместных игр, пребывания в группе сверстников, не упускайте ее.
5 Постарайтесь соблюдать правило «Играем только вместе». Это гарантирует включенность взрослого в процесс игры и учит ребенка манере игры, моделируя отношение к компьютеру. Детям легче справиться с непреодолимым желанием играть еще и еще, если они видят, что взрослые могут вовремя остановиться.
6 У игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: пазлы, лего, книги, прогулки, разучивание песен, подвижные игры... Наполняйте досуг ребенка разнообразной активностью, обогащайте его опыт.
Начинайте выполнять эти правила как можно раньше и не пускайте ситуацию на самотек, иначе из реальных родителей превратитесь для ребенка всего лишь в фон для его бесконечно разнообразной виртуальной реальности.
Елена Хакимова.
DEPOSITPHOTO/PHOTOXPRESS