Проблемы семьи и воспитания
3612 | 0

Как оторвать ребенка от гаджета

В редакцию «Мира Новостей» часто приходят письма от родителей, которые бьют тревогу: «Что делать? Мой сын/дочь чуть ли не целыми днями сидит за компьютерными играми». Детский психолог, психотерапевт Оксана Бабенко попыталась ответить на этот вопрос.

Как оторвать ребенка от гаджета
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Условия развития современных детей изменились столь радикально, что даже талантливым педагогам и очень любящим родителям трудно адаптироваться. Ни одна система воспитания в мире до сих пор не учитывала возможности ухода детей в воображаемые миры.

Чтобы ребенок умел играть, его необходимо этому учить. Но многим родителям куда проще сунуть ребенку в руки планшет или телефон и насладиться тем, что никто не садится им на голову. Можно заняться своими делами или просто посидеть в тишине. А беда между тем уже близко. Когда родители пытаются оторвать ребенка от гаджета, они почему-то забывают, что сами не готовы играть с дочкой-сыном в другие игры.

Компьютер, несмотря на сложное внутреннее устройство, довольно прост, им легко управлять. Если ребенку не хватает теплых отношений в семье, любви и ласки, то риск формирования всякого рода зависимостей, в том числе и компьютерной, возрастает. Один на один с компьютером ребенок приобретает свободу и власть, которых ему не хватает в реальной жизни. Снимается родительский контроль. Обычные нормы поведения, требующие напряжения, координации, учета интересов других, меняются на правила игры, которой управляет сам ребенок. Из зависимого исполнителя он превращается в активного игрока.

Самый сильный мотив компьютерных игр - иллюзия управления реальностью. Легкость, с которой совершаются сложные операции, чрезвычайно привлекательна для ребенка, которому все пока дается с трудом. Особенно для мальчиков, которые стремятся расширить свои возможности, пространство и повысить свой психологический статус. Они получают шанс стать победителями в виртуальном мире.

Когда вы просите или приказываете выйти из игры, то слышите в ответ: «Я только что сел! Мне надо сохраниться (выполнить миссию, что-то достроить и т.д.)». Высокая концентрация на игре сродни гипнотическому погружению в сон, а время летит незаметно. Агрессивное прерывание игры оставляет гораздо более серьезный след в детской психике, чем мы представляем. С точки зрения ребенка, самый близкий человек внезапно отбирает у него интересную игрушку. Это воспринимается как предательство. Возникают обида, разочарование, злость, ощущение несправедливости.

Игры - это симуляторы не столько миров, сколько определенных ярких переживаний, сильных эмоций. Зависимость от игр - это гормональная зависимость. Если в реальной жизни ребенок не получает сопоставимых по силе эмоций, он предпочтет ей игру на компьютере.

Можно ли совместить реальную и виртуальную жизнь ребенка? Для начала решите, что значит для вас компьютер. Важность компьютера для взрослых повышает его значимость и в жизни ребенка. А вот почти равнодушное отношение к технике позволяет использовать ее с большим умом и пользой. Компьютер и дисциплина - вещи вполне совместимые. При этом агрессия взрослых к проведенному за компьютером времени только ожесточает ребенка и создает эффект запретного плода.

Учитывая, что дети принимают заботу как норму, а о любви судят по тому, насколько включен родитель в радостную сторону их жизни, можно попытаться избежать конфликтов. Для этого:

1 Договаривайтесь о времени игры заранее («Дети твоего возраста играют полчаса в день»). Ребенок не ощущает течения времени, поэтому лучше использовать песочные часы, особенно дошкольникам. В отличие от других видов часов в них визуально видно, как «течет» время.

2 Напомните, что у людей есть не только голова и руки, которые нужны для компьютера, но и ноги, спина... Им тоже хочется поиграть, побегать, попрыгать. Иначе вырастет не человек, а головастик со слабым телом. На малышей это производит впечатление. Дети спокойно переключатся с одного занятия на другое, если все они будут интересны.

3 Старайтесь держать слово: если договорились, что играть можно только полчаса плюс 10 минут на завершение, так и должно быть, иначе в следующий раз ребенок будет манипулировать и сдвигать время, зная, что вы способны уступить. Не справляется мама, пусть подключается и за временем следит папа, бабушка - тот, кто не пойдет на компромиссы и уговоры.

4 Повышайте самооценку ребенка. Если есть хоть какая-то возможность создавать условия для совместных игр, пребывания в группе сверстников, не упускайте ее.

5 Постарайтесь соблюдать правило «Играем только вместе». Это гарантирует включенность взрослого в процесс игры и учит ребенка манере игры, моделируя отношение к компьютеру. Детям легче справиться с непреодолимым желанием играть еще и еще, если они видят, что взрослые могут вовремя остановиться.

6 У игры на компьютере должны быть альтернативные занятия: пазлы, лего, книги, прогулки, разучивание песен, подвижные игры... Наполняйте досуг ребенка разнообразной активностью, обогащайте его опыт.

Начинайте выполнять эти правила как можно раньше и не пускайте ситуацию на самотек, иначе из реальных родителей превратитесь для ребенка всего лишь в фон для его бесконечно разнообразной виртуальной реальности.

Елена Хакимова.

DEPOSITPHOTO/PHOTOXPRESS

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.