Дислексией, кстати, страдает каждый пятый житель нашей планеты, а между тем слово это знакомо совсем немногим.
Дислексия проявляется у детей, когда они идут в школу, учатся читать и писать. Но взрослые не понимают, с какими трудностями столкнулся их ребенок. Большинство родителей решают, что их малыш просто ленив и невнимателен, ругают за двойки и наказывают.
Так вот, в России детей с дислексией и другими специфическими трудностями в обучении более 3 миллионов - это 20% от общего числа школьников. И если к ним отнестись с пониманием и вовремя оказать помощь, то у нас появится множество гениев и незаурядных личностей. А все потому, что при дислексии возникает особенное восприятие письменной информации: буквы наслаиваются друг на друга или меняются местами, но на интеллект это не только не влияет, а иногда даже наоборот - дети с дислексией вырастают талантливыми, очень успешными, способными на нестандартные решения. Яркие примеры тому - Стив Джобс, Билл Гейтс, Агата Кристи, Альберт Эйнштейн, Чарли Чаплин, Евгений Стычкин.
РУГАТЬ НЕЛЬЗЯ
Вот как Евгений Гришковец, драматург, писатель и режиссер, вспоминает о своих проблемах в детстве: «Сам термин я узнал году, наверное, в 1989-м, уже после службы в армии. У меня камень с сердца свалился: стало понятно, что я не один такой. Теперь я мог рассказать родителям, что их сын в школе был не лодырем, не безответственным мальчишкой, он просто не мог быстро читать. Я действительно читал медленнее всех в классе, по физике был худшим. Отец в отчаянии тряс книгой у меня перед носом и кричал: «Этот учебник написан для среднего идиота!» Я понимал, что я хуже, чем средний идиот… Если бы мне пришлось сдавать ЕГЭ, я бы не выпустился из школы, просто бы ее не окончил. Но сразу хочу оговориться: ни в коем случае нельзя сказать, что я стал писателем, потому что дислектик. Не стоит думать, что дислексия встречается только у талантливых людей. Это совершенно не обязательно. И самое важное в помощи детям с дислексией - чтобы они чувствовали себя счастливыми людьми, а не ущербными».
ПЕДАГОГИ НЕКОМПЕТЕНТНЫ
До сих пор циферблат часов со стрелками непонятен Евгению Гришковцу сразу, и ему каждый раз нужно вспоминать, как пишется цифра. Этот процесс беспрерывно идет в его голове. Он никогда не сможет водить машину, потому что ему безумно сложно сконцентрироваться только на одной части картинки перед глазами. И детей Евгения дислексия не обошла, причем если у старшей дочери она умеренная, то у младшей дела совсем плохи - она может начать писать с середины страницы. Левую часть листа она просто не видит, или ей нужно для этого приложить серьезные усилия.
По мнению драматурга, в первую очередь надо просвещать не людей с дислексией, а тех, кто вокруг них. Государство должно финансировать специальные программы, но детям с подобными проблемами не нужно специальное, отдельное от социума обучение.
Впервые эту проблему подняла на федеральный уровень Мария Пиотровская, дочь Михаила Борисовича, директора Эрмитажа, успешная бизнес-леди, входит в десятку самых влиятельных женщин-финансистов России по версии Forbes. В 2016 году она создала Ассоциацию родителей детей с дислексией (далее - Ассоциация). Дело в том, что Мария сама столкнулась с этим расстройством. Ее дочери очень тяжело давалось чтение, но никто в семье не понимал, в чем причина, пока вдруг однажды репетитор по английскому языку не сказала, что у ребенка дислексия. Оказалось, что на Западе этим словом никого не удивить, а в России для широкой общественности это звучало как что-то неизвестное и неведомое.
«Обычно ребенка с дислексией, - рассказывает Мария Пиотровская, - просто заставляют: «Давай читай вслух». А у него буквы прыгают перед глазами. Учитель возмущается, публично ставит двойку, все одноклассники смеются. Еще учителя любят показывать всему классу диктанты с ошибками: «30 ошибок в одном тексте, какой кошмар!» Это приводит к мощному внутреннему надрыву у ребенка. Хотя надо сказать, что изначально дислексия не влияет на социальные отношения человека, но из-за того, что в школе и дома этих детей не понимают, у них появляются проблемы в социализации. Они все время думают, что их обидят, оскорбят, что у них что-то не получится. Если у такого ребенка нет поддержки, очень часто это заканчивается тяжелыми неврозами, психологическими срывами и даже противоправным поведением уже с 14 лет. Если социум тебя не принимает, у тебя два варианта: скиснуть или бороться против всех».
Поэтому главная задача Ассоциации, считает Мария Пиотровская, - это просвещение: «Наша Ассоциация помогает не только словом, но и делом: мы выиграли грант и открыли дистанционный Центр диагностики и поддержки детей с трудностями в обучении, где бесплатно оказываем помощь родителям и специалистам, столкнувшимся с проблемой обучаемости детей. Главное достижение центра - это то, что все консультации в нем проводятся бесплатно и онлайн, помощь могут получить жители даже самых отдаленных регионов России. Тем не менее перед нами по-прежнему стоят задачи массового просвещения и изменения ситуации на государственном уровне».
Недавно Ассоциация провела II Международную неделю осведомленности о дислексии и других трудностях в обучении. Мероприятия в рамках Недели объединяют родителей, ученых, представителей шоу-бизнеса и органов власти. В продолжение Недели Ассоциация запустила флешмоб «Звезды в поддержку детей с дислексией» в Instagram #дислексияфлешмоб: известные люди читали любимые детские книги и рассказывали о дислексии и о способах помощи детям с такой особенностью восприятия информации, среди них Елизавета Боярская, Чулпан Хаматова, Светлана Бондарчук.
ОСТРЫЕ УГЛЫ
Если раньше обследование у логопеда в поликлинике входило в обязательную диспансеризацию, то теперь только по запросу родителей. Если родители не чувствуют беспокойства, они не обращаются к логопеду. Но речевые нарушения могут иметь скрытый характер.
Сегодня, чтобы принять на работу логопеда, школа должна иметь 25 детей с речевыми нарушениями. А каким образом они будут обнаружены, если в школе нет логопеда? Поэтому широко распространена практика: логопед есть, но он один на садик или на целый холдинг. Уделяет детям 20 минут в неделю. И школа никак не отчитывается по психолого-педагогическому сопровождению детей с речевыми нарушениями. Например, ВПР (всероссийские проверочные работы) проводятся ежегодно, а цифр о детях, которые не справились с работой, не публикуют. Нет и больших научных исследований распространенности дислексии и дисграфии в России. Нет данных - нет проблемы.
А ведь у таких детей проблем очень много. Они страдают от издевательств одноклассников, насмешек и унижений. С трудом становятся полноценными членами какой-либо социальной группы. У них занижена самооценка, они не понимают, что с ними не так. Но все же среди них много гениев, знаменитых актеров, ученых. Они стали такими, потому что не знали, что «больны», а многие просто правильно воспользовались своей исключительностью и самобытностью. Давайте же поможем детям - рядом с нами сейчас растет множество будущих знаменитостей!
Наталия Журавлева.
Фото: ADOBE STOCK