После первой публикации «Коллегии главных редакторов России» на тему реновации, редакция «Мира Новостей» получила много откликов о важности и нужности этого совместного проекта Союза журналистов РФ и нашей газеты.
К инициативе начали присоединяться главные редакторы из других регионов России, и мы рады, что получаем одобрение профессионального сообщества.
...Все мы вышли из 1 сентября - прекрасного и памятного многим поколениям Дня знаний. Накануне очередного праздника мы задали своим экспертам важные вопросы о качестве и проблемах образования в стране.
Напоминаем, что цель проекта «Коллегия главных редакторов России» - не просто обсудить проблему на страницах газеты. Мы, как объединение экспертов, обладающих большой информационной и организационной силой и возможностями, хотим добиваться формирования консолидированного общественного мнения по сложным и важным проблемам.
ЧТО В КАРМАНЕЕ У УЧИТЕЛЯ?
Готовя наш материал, мы не могли обойтись без официальных цифр. Грустно, что каждый пятый учитель в стране (22%, по данным «Левада-центра») недоволен своей работой. В первую очередь из-за зарплаты (недовольных - более 65%).
По данным наших экспертов, в Смоленской области средняя зарплата учителей за 2016 год составила 23 482 рубля, и она совпадает со средней по региону.
В Воронеже, по данным за май, средняя зарплата школьных педагогов области составила 25 161 рубль - это на 7,5% выше среднего ежемесячного дохода в регионе.
«По итогам полугодия у учителей Кемеровской области зафиксировали зарплату 32 907 рублей. Средняя зарплата в Кузбассе - 35 077 рублей», - пишут нам журналисты из Кузбасса.
Коллеги из Рязани считают, что «...в регионе зарплаты в образовании примерно на 8 процентов выше среднеобластного уровня». Из Перми сообщают, что «...в среднем педагоги региона имеют в месяц 25 тыс. рублей. Педагоги сельских школ получают около 15 тыс. рублей. Молодые специалисты - вообще около 10 тысяч».
Конечно, трудно установить точную картину доходов педагогов по России. Но ясно одно: формально зарплаты везде, конечно, выросли. Однако с учетом резкого удорожания продуктов и услуг все выглядит довольно уныло.
«Есть очень широкий диапазон зарплат педагогов: от 15 до 28 тыс. В среднем соответственно получается в районе 20 тыс.», - пишут нам коллеги из Волгоградской области.
При таких доходах искреннее желание учить детей может быть, наверное, только у редких подвижников.
СОКРАЩЕНИЕ ВО ИМЯ КАЧЕСТВА?
Немало полемических копий сломано в последние годы вокруг вопроса: стоит ли сокращать малокомплектные школы в небольших селах? Мы посмотрели официальные данные.
Численность школ в России:
1991 г. - 69 700
2000 г. - 68 100
2015 г. - 44 100
Источник: Росстат.
При этом в 2017 году в школы пойдут на 150 тыс. первоклассников больше, чем в прошлом году. И мест уже не хватает.
«Есть старая пословица: «Умерла школа - умерло село», - напоминает Александр Белявцев, главный редактор газеты «Берег» (Воронеж).
«Время от времени вспыхивают очаги «социальной напряженности», вызванные именно ликвидацией сельских школ. Нынешним летом это было в Киржачском, Камешковском и Муромском районах», - пишет нам главред газеты «Призыв» Николай Лившиц из Владимира.
«Конечно, закрытая школа ставит под вопрос перспективы села. Но экономически это выгодно, да и уровень образования становится выше. Организуется транспорт для доставки детей в школы», - рассуждает Валерий Качин, главный редактор областной газеты «Кузбасс».
А главред газеты «Рязанские ведомости» Галина Зайцева ответила, что эта проблема «...для нашего региона несущественна - ее решали гораздо раньше, лет 10-15 назад. Но чаще закрывали школу там, где уже почти не оставалось учеников и роста их числа не ожидалось. Сегодня в регионе школы строятся - и в областном центре, и на селе».
НЕ ЕГЭ ЕДИНЫМ?
Систему образования страны долго «перепахивали» с помощью ЕГЭ, и споры на тему «лучше - хуже стало» не утихают.
«Тот, кто успешен, ЕГЭ критиковать не будет, а другой лагерь способен долго говорить о стрессе, поломанной психике и нарушенном семейном микроклимате», - замечает Константин Карапетян, главный редактор газеты «Волжская правда» (Волгоградская область).
«Прежде все-таки учитель был во многом и наставником ученика. С введением ЕГЭ школа вернулась к временам бурсы, где начетничество подчас преобладает над здравым смыслом. Но это не вина, а беда школы, по которой бронепоезд ЕГЭ прошелся очень мощно. Что же до образовательных стандартов, то не вижу смысла говорить о них, ибо, по моему мнению, реальная жизнь и те требования, которые в них заложены, находятся в параллельных плоскостях», - скептически оценивает положение дел Игорь Красновский, главный редактор «Смоленской газеты».
О «диктатуре отрывочных знаний, клиповости из-за ЕГЭ» пишет Николай Лившиц. А вот что думает наш эксперт из Кемерова Валерий Качин:
«На взгляд ученика советского периода, образование, мягко говоря, не улучшилось. И ЕГЭ этому не способствует. Всякого рода реформы не привели к повышению качества знаний».
Это мнение, с оговорками, разделяет и Галина Зайцева: «Утеряна системность получения знаний, которая была у советской школы. Что-то из прежнего опыта сегодня пытаются вернуть, в том числе взаимосвязь процесса образования и воспитания. Но пока учитель будет «бумажным солдатом», погрязшим в отчетах и справках, которые от него требуют, трудно говорить о кардинальных переменах. Хорошо уже то, что наметился отход от тестовой «угадайки» на экзаменах».
Более положительно относится к ЕГЭ и современным методикам образования коллега из Дагестана.
«...Реформаторами учитывается прежний бесценный опыт, методики советской школы, и сегодня уверенно конкурирующие с европейскими... Сегодня наша республика входит в число успешных регионов по сдаче ЕГЭ, и стыдиться за результаты, пусть даже и не очень высокие, не приходится», - размышляет Бурлият Токболатова, главный редактор «Дагестанской правды».
Свой взгляд на проблему у Натальи Копыловой, главного редактора газеты «Звезда» (Пермский край): «Думаю, что современное образование просто перестроено под это новое компьютеризированное поколение. И, на мой взгляд, удачно перестроено. Моей младшей дочери 15 лет, потому говорю не понаслышке. Тестовые задания для этого поколения - наиболее удобная форма для сдачи экзаменов. Они и мыслят вот так технично, попунктно. И я считаю, что зря так уж ругают ЕГЭ. Он показывает реальный уровень знаний учащегося. Нельзя на нем методом тыка набрать хорошее количество баллов».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В середине лета министр образования и науки Ольга Васильева анонсировала очередную масштабную реформу школьного образования в стране - передачу школ от муниципальных властей региональным.
Она сетовала, что «...сейчас школы вне государственной опеки и заботы... Трудно себе представить, что 44 тысячи школ никоим образом Министерству образования и науки не подчиняются. Также они не подчиняются региону». Вертикаль образования по типу вертикали власти? Ну-ну...
Бывают, конечно, и вменяемые реформы. Решили вот недавно сократить избыточную отчетность, когда в образовательные организации поступает до 20 запросов в месяц, по которым необходимы сбор и анализ информации. Так что не все еще у нас потеряно...
Мы приглашаем читателей «Мира Новостей» участвовать в обсуждении через наш сайт, где публикуются ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ ЭКСПЕРТОВ на наши вопросы и есть возможность прислать свой отзыв.
Подготовил
Евгений Малякин.
ТАСС/М. Метцель