Образование
3357 | 0

Десятиклассник отстаивает права школьников

Десятиклассник отстаивает права школьников
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Старшеклассник из Санкт-Петербурга создал организацию «Ученик», действующую по профсоюзным принципам. Задача - защищать права школьников и бороться против бюрократизма в школах.

Сначала десятиклассник питерской школы Леонид Шайдуров увлекся марксизмом. И даже перечитал все труды Ленина! Молодой человек замечает, что его больше привлекает не политика, а, скорее, общественное устройство.

По мнению юноши, все старые формы школьной демократии безнадежно устарели и не работают. «Я считаю, советы старост, которые сейчас созданы во всех школах, фактически превратились в бюрократическую структуру. Там нет по-настоящему заинтересованных ребят. Туда выдвигают нужных. А мы считаем, что права школьников надо защищать по-настоящему, сейчас же этого не происходит», - говорит Леонид Шайдуров.

Так появилась организация «Ученик». Ее многие сравнивают с профсоюзной ячейкой. Хотя формально это не профсоюз, поскольку школьники не трудятся, но по сути похоже: ведь школьники намерены бороться за свои права.

ИНИЦИАТИВУ ПОДДЕРЖАЛИ ДРУГИЕ ШКОЛЫ

Правда, когда мальчик собрал самых активных своих школьных друзей, около 60 человек, а случилось это на школьном стадионе, да еще по иронии судьбы под окнами кабинета директора, администрация школы восприняла это как некий бунт. Леониду даже пригрозили прокуратурой.

Комитет по образованию Санкт-Петербурга, комментируя конфликт в СМИ, заметил, что школа не имеет права отчислять ученика за его социальную активность - создавать такие организации вовсе не запрещено. Представители комитета даже позвонили Леониду, предложив поддержать его инициативу, предоставив площадку на городском уровне.

«Надо учитывать мнение большинства, силу ребят, которые уже объединились в нашем сообществе, чтобы отстаивать законы, касающиеся учебы, - отмечает Леонид. - Если директор школы говорит, что совет старост может быть подконтролен только ей, какая же тут независимость?»

Сейчас в «Ученике» около 600 школьников: создаются первички в других школах Питера и в других городах - присоединяются Томск, Нижний Новгород, Хакасия, Москва... «Все школы, кроме моей, поддержали нашу инициативу! Мы ничего не нарушаем, школьный устав позволяет создавать общественные организации», - считает юный активист.

Ребята разработали планы «Минимум» и «Максимум». В рамках «Минимума» они хотят добиться работы регламента проверки знаний: старшеклассники, изучив нормативы закона об образовании, обнаружили, что, например, нельзя проводить более 3 контрольных работ в неделю или нельзя делать «массированные атаки», проводя подряд 2, 3 и более уроков по одному предмету. В планах - защита ровесников от всевозможных школьных запретов, часто незаконных.

Ну а план «Максимум» подразумевает отмену ЕГЭ и ОГЭ - ребята хотят, чтобы экзамены сдавались по советской системе, но с учетом требований сегодняшнего времени.

НУЖЕН ДИАЛОГ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА

«Иногда бывает, что такие инициативы - это бунты двоечников за халяву. Но это не тот случай! - отмечает Андроник Арутюнов, сопредседатель профсоюза «Университетская солидарность», доцент МФТИ. - Вообще прекрасно, когда школьники и студенты небезразличны к происходящему и в позитивном ключе хотят влиять на то, как они учатся, в какой атмосфере. Вообще если активность любых людей направлена на то, чтобы создать у себя некую атмосферу прозрачности и разумной коммуникации с педагогическим составом, это можно только приветствовать!»

Большой проблемой как раз является отсутствие доступной коммуникации, убежден Арутюнов. «Обычно все уходит в глухой формализм, а иногда даже приобретает форму «я начальник - ты дурак», и это очень плохо. Ведь любой преподаватель несет в себе еще и воспитательную функцию! Задача - воспитать из ребенка человека, который может отвечать за свои слова. Считаю, что администрация школы ведет себя недостойно. Безнравственно грозить школьнику за его активную позицию всякими карами. Кроме того, для педагогов, да и вообще для каждого из нас, неприемлемо навязывать взрослым людям - а в 14 лет это уже взрослый человек - свою точку зрения да еще в ультимативной форме».

По мнению Андроника Арутюнова, лучше, если администрация школы все же начнет диалог с организацией школьников.

«Да, я знаю об этой инициативе и даже сам консультировал Леонида перед созданием его организации, - рассказал «Миру новостей» Андрей Рудой, сопредседатель профсоюза «Учитель». - И я его инициативу поддерживаю. Сама ситуация показательная, молодежь растет в плане общественно-политической просвещенности, и это неизбежно могло вылиться в такие объединения, чтобы защищать свои интересы. Я буду настаивать, чтобы наш учительский профсоюз официально поддержал ребят».

КСТАТИ

В сентябре 2018 года десятиклассница пермской гимназии №4 Зина Агишева покрасила волосы в розовый цвет, за что директор гимназии Татьяна Дьякова подписала официальное распоряжение отстранить девушку от занятий «до устранения замечаний», а с родителями провели педагогическую беседу. Однако жители Перми, взрослые и дети, устроили флешмоб в соцсетях в защиту школьницы, публикуя свои фотографии с хэштегом #свободуволосам.

Требования к внешнему виду учащихся множества пермских школ нарушали законодательство Российской Федерации. Запреты красить волосы носили массовый характер, в нескольких школах даже определяли, какое количество сережек могут надевать девочки, а мальчикам это и вовсе запрещалось.

В дело вмешалась прокуратура, сообщив о незаконности подобных запретов. Положения, содержащие любые ограничения в отношении внешнего вида учащихся, за исключением школьной формы, незаконны, ущемляют права ребенка на свободу мысли и самовыражения, являются вмешательством в частную жизнь детей.

Евгения Кузнецова.

Фото: Социальные сети

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.