Московское правительство приняло решение переименовать ВВЦ обратно в ВДНХ. А в чем-то вернуть и старую концепцию: на всесоюзной выставке, напомним, показывали лучшее из того, что «сделано в СССР». Журналисты «МН» предположили, что могло бы стать экспонатами возрождающейся ВДНХ. Сейчас это самая востребованная торговая точка на выставке. За последние десятилетия она поменяла название и теперь известна как павильон «Здоровье». Он превратился в большую аптеку с дешевыми медицинскими препаратами, биодобавками и прочим медицинским ассортиментом. Свое название павильон вполне оправдывает, и, скорее всего, ликвидация его торговой составляющей вызовет протест со стороны постоянных покупателей.
ПАВИЛЬОН «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
Недавно Министерство промышленности и торговли РФ разработало законопроект о запрете закупок в отечественные больницы иностранной медицинской техники. Это решение вызвало бурю протеста среди пациентов больниц, которые ни секунды не сомневаются, что медтехника российского производства их просто поубивает. Эксперты Минпромторга, в свою очередь, успокаивают общественность тем, что запрет распространяется только на те товары, аналоги которых уже выпускаются в России. Речь идет об инструментах для офтальмологов, стоматологов, о производстве шприцов и специальных салфеток. В этот список вошли и мощные томографы, что вызвало среди врачей недоумение: уж они-то знают, что в нашей стране их никто не производит.
«Реализация инициатив министерства позволит обеспечить медицинские учреждения качественной техникой российского производства и будет способствовать развитию отечественной медицинской отрасли», - заявил заместитель министра промышленности и торговли Сергей Цыб. Результаты этого развития теоретически могут быть выставлены на ВДНХ. Но демонстрировать пока нечего.
Специальная мебель для больниц, ходунки и каталки, простейшие аппараты УЗИ, инкубаторы для новорожденных и прочие несложные в производстве предметы - это и есть основной ассортимент отечественного медпрома.
Знаменитый некогда Научно-производственный центр автоматики и приборостроения имени Н.А. Пилюгина считается ведущим предприятием Роскосмоса, специализирующимся на разработке автономных систем управления для ракетных комплексов. Теперь инженеры, чьи предшественники запускали в космос ракету «Восток» с Гагариным на борту, предлагают покупателям термокроватку «Детка» и термоматрас «Лучик».
Другое предприятие, делающее радиолокационные головки самонаведения для ракет «воздух - воздух», подрабатывает производством аппаратов для лечения храпа. Организации, создающие более серьезную продукцию, едва ли могут называться российскими - большинство комплектующих для них закупается на Западе.
Именно поэтому павильон «Здоровье» («Здравоохранение») просто обречен на выставке достижений демонстрировать их почти полное отсутствие. И продолжать работать в качестве дешевой аптеки.
ПАВИЛЬОНЫ «КОСМОС» И «МАШИНОСТРОЕНИЕ»
В былые времена они считались красой и гордостью всей выставки. Под огромным стеклянным куполом свободно размещались больше 4 тысяч машин, комбайнов и станков. А в 70-е именно здесь можно было увидеть много интересных вещей, например луноход или макет первого спутника Земли.
Дальнейшая судьба павильона оказалась печальна. На долгие годы его оккупировали торговцы саженцами, семенами и прочей дачной мелочью, благо рядом находится павильон «Цветоводство», где и проводят время все любители деревенского отдыха.
Вот только в «Цветоводстве» навели хоть какой-то порядок, а огромная территория «Космоса» и «Машиностроения» десятилетиями оставалась самой грязной и запущенной зоной на всей выставке. Стекла давно выбили, экспонаты уничтожили, а огромный портрет Гагарина завесили грязной тряпкой.
ПРАВДА ЖИЗНИ Теперь те, чьи предшественники запускали в космос ракету «Восток» с Гагариным на борту, предлагают покупателям термокроватку «Детка» и термоматрас «Лучик». |
---|
Ни о каких грандиозных свершениях в области космонавтики за последние десятилетия Россией объявлено не было, поэтому рассчитывать на возрождение одноименного павильона вряд ли приходится. Самым примечательным экспонатом мог бы стать макет марсианской базы, в которой еще три года назад проходил эксперимент «Марс-500».
Тогда шестеро добровольцев почти полтора года прожили в полной изоляции от внешнего мира - именно так, как это было бы при реальном полете на Красную планету. Комплекс состоял из нескольких модулей - медицинского, жилого и других. Специалисты изучали реакцию человеческого организма на длительную изоляцию и поведение экипажа в стрессовых условиях.
Зато в павильоне «Машиностроение» жизнь явно будет бить ключом. Основой экспозиции станет техника для сельского хозяйства. Судя по заявлениям представителей Министерства промышленности и торговли, им есть что показать посетителям ВДНХ. Например, суперсовременный комбайн «Агромаш 4000» с тонированными стеклами, кондиционером и бортовым компьютером, который может самостоятельно управляться со всеми сеялками и молотилками. Кроме того, отечественная промышленность может гордиться мобильным комбикормовым заводом на базе грузового автомобиля или, скажем, новейшими системами сварки. Все это демонстрируется на различных профильных выставках.
ПАВИЛЬОН «НЕФТЯНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
Если бы в середине 50-х годов кто-нибудь из руководителей страны хоть немного представлял, что будет значить нефть для страны лет через 70, то никогда не загнал бы этот павильон в самый дальний уголок выставки - в просторное, но неказистое здание. Кстати, до середины прошлого века на нем красовалась надпись «Сахарная свекла». Потом свеклу «выселили» и повесили вывеску «Нефть». А кубики, похожие на кусочки сахара, которыми были украшены стены, просто зашпаклевали и закрасили.
На павильон «Нефть» до последнего времени никто не обращал внимания, поэтому это здание долго было одним из самых обшарпанных на всей выставке. Сейчас оно тоже не из популярных - ни экспозиции, ни торговли здесь нет.
И это при том, что успехи нашей нефтянки ежегодно с большой помпой демонстрируются на международных специализированных выставках и конгрессах, которые проходят на куда более солидных площадках. Словом, почему в своем павильоне на ВДНХ нефтяники не нуждаются - большая загадка.
А пока чиновники подумывают разместить здесь экспозицию, которая рассказывала бы обо всех этапах в истории добычи нефти. Эту идею озвучил глава столичного департамента культуры Сергей Капков - именно его ведомство будет теперь курировать развитие всего выставочного комплекса.
«Я мечтаю о том, чтобы павильоны «Космос», «Газ», «Нефть» заняли госкорпорации, которые являются наследниками советской империи. Например, компании «Роснефть», «Газпром» сделали бы в павильонах ВДНХ экспозиции и использовали бы эти пространства как научно-культурно-общественные кластеры. Мне бы хотелось, чтобы в павильоне «Космос» можно было узнать все о космосе, всю историю, начиная от Гагарина, Королева, первого спутника и заканчивая нынешней историей», - поделился он своими чаяниями.
ВДНХ СТАНЕТ ПРОСТО БРЕНДОМ
Департамент культуры вот-вот приступит к инвентаризации построек, которые расположены на территории ВДНХ. В первую очередь речь идет об освобождении павильонов. «Их надо использовать не под торговлю, а под выставки - наполнять иным содержанием», - подчеркнул Сергей Капков.
В общей сложности на территории выставки находится около 600 объектов. Со всем этим добром чиновникам придется долго и упорно разбираться. Поэтому будет создан штаб, который займется вопросами собственности, имущества и проблемами благоустройства. Для Москвы это уже не первый опыт - нечто подобное происходило в парке Горького и в парке «Сокольники».
Глава департамента уже заявил, что необходимо реставрировать Зеленый театр, превратив его в большую концертную площадку. В один из павильонов переедет Политехнический музей, здание которого находится на ремонте. Он заработает здесь уже в апреле. Еще сюда на время ремонта переезжает Музей Маяковского.
И даже культовый в свое время кинотеатр «Круговая панорама» - единственное место в мире, где показ осуществляется на 11 киноэкранах, расположенных по кругу, ждет изменений. Для него создадут новое современное кино взамен тех картин, что шли здесь без перерыва еще с конца 60-х.
Рассказывая про готовящиеся новшества, Сергей Капков, к сожалению, так и не объяснил, каким образом московские власти собираются демонстрировать успехи современной России. Зато он подчеркнул, что аббревиатуру ВДНХ теперь расшифровывать не будут. «Пусть это станет просто брендом», - сказал чиновник. А когда москвичи забудут, что означали эти четыре буквы, вопрос о достижениях, видимо, отпадет сам собой.
Наталья Пуртова
Фото FOTOBANK.COM