На Лесной улице жители подписывают письма протеста, требуя убрать дорожку, а эксперты говорят, что при бездарном подходе выделенки для двухколесного транспорта могут стать причиной большого общественного конфликта.
Эта история началась месяц назад, когда жители Лесной улицы обнаружили на проезжей части рабочих, наносящих на асфальт новую разметку. Знак «велосипед» красноречиво говорил о том, что обладатели двухколесного транспорта откусили у автомобилистов очередной кусок дороги. Ни один водитель не сможет теперь заехать за разметку, не будучи оштрафованным. И без того загруженная дорога заметно сузилась, а велосипедисты так и не появились.
«Они по-прежнему ездят по тротуару. И мы, пешеходы, каждый раз рискуем столкнуться с велосипедом», - пишет в соцсетях местная жительница Александра Тимошенко. Когда эта женщина спросила одного из велосипедистов, почему он не съезжает на специально для них выделенную полосу, человек ответил, что боится попасть под колеса легковушки: «Вы же знаете, как у нас люди ездят».
Впервые за последние годы противники велодорожек перестали ворчать в соцсетях и открыто вышли на тропу войны. Петиции протеста и громкие выступления в СМИ не только против такого, казалось бы, нужного начинания, но и за отставку руководства департамента транспорта - это, похоже, только начало. Общество разделилось на тех, кому велодорожки нравятся, и тех, кто считает их блажью чиновников и бездумным копированием опыта европейских городов.
«Департамент транспорта организовал на Лесной улице велодорожку за счет дорожного полотна. Почему развитие велоинфраструктуры в Москве должно стартовать именно с Лесной улицы? Не с центральных магистралей с широченными тротуарами, а с уже до невозможности суженной, задыхающейся от пробок Лесной?» - пишет в своей петиции муниципальный депутат Кетаван Хараидзе.
Уже известно, что из этого района дорожка должна пройти по Бутырскому, Савеловскому районам, затем на Аэропорт, Сокол, Ходынку и завершиться у Ходынского парка. «И жители этих районов уже бьют набат!» - возмущается депутат.
По словам Хараидзе, сужение Лесной оставляет всего одну полосу для автотранспорта. Это обернется постоянными пробками под окнами домов. Никого из жителей Лесной не спросили, нужны ли им дополнительные выхлопные газы под окнами. К тому же местным автомобилистам невозможно будет даже остановиться перед собственными подъездами. Этот проект не оставляет возможности для поворота автотранспорта на соседние улицы.
Зато здесь теперь полное раздолье для организации пунктов проката - еще одного модного проекта мэрии. И если раньше взять в аренду можно было только самые обыкновенные велосипеды, то теперь москвичам предлагается покататься на самокатах и электровелосипедах. Индустрия проката явно растет, а с ней - и километры велодорожек.
Возмущенные москвичи вспоминают грандиозный скандал вокруг дорожки на Большой Никитской. Она появилась там по проекту общественной организации «Пробок.нет», которой столичные власти почему-то доверили разработку веломаршрутов. Энтузиасты «постарались» на славу - на Никитской выделенка проложена практически на тротуаре, который к тому же тесно заставлен летними верандами и столиками кафе. Их посетители, выходя из питейных заведений, прямиком попадают под колеса велосипедистов. Но чиновники старательно не замечают проблему Большой Никитской.
И вот совсем свежая новость: департамент транспорта собирается организовать велодорожки на всем Садовом кольце. Эксперты от такой идеи в ужасе. Почетный строитель Москвы архитектор Алексей Кротов даже заявил, что оценивать такую инициативу с точки зрения здравого смысла невозможно.
«Как может быть безопасным и комфортным движение на велосипеде там, где высокая скорость и загазованность уже выше всяких норм? Зачем там ездить на велосипеде? Дышать выхлопными газами, углекислотой и тяжелыми металлами? Я уже не говорю об аспекте безопасности. Скорость большая, потоки интенсивные, соседство с велосипедом здесь очень проблематично. Мне непонятна логика людей, которые принимают решения о насаждении велотранспорта в мегаполисе, где и так колоссальные транспортные проблемы. Чего они хотят? Сделать так, чтобы этих проблем стало еще больше?» - возмущается эксперт.
Специалисты все чаще признают, что внедрение велосипедов в транспортную сеть может быть эффективно в небольших городках с населением в несколько сотен тысяч жителей. Даже в «полумиллионниках» это проблематично, а в мегаполисах - совсем гиблое дело.
«Теплый сезон длится от силы 4 месяца, погода нестабильная, расстояния огромные, автотрафик зашкаливает. В этих условиях рассчитывать, что люди поменяют автомобиль на велосипед, просто глупо», - считает градостроитель и урбанист Виталий Шевельков.
В крупных городах велосипедисты могут кататься на выделенных полосах в парках. Но Москва, похоже, выбрала свой особенный путь.
Наталья Пуртова.
Фото: ADOBE STOCK