Общественные и социальные новости
4634 | 0

Детский миф. всегда ли дорогие игрушки свидетельствуют о родительской любви

Детский миф. всегда ли дорогие игрушки свидетельствуют о родительской любви
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

После шести лет реконструкции открылся главный детский магазин страны - Детский мир на Лубянке. Теперь тут есть и кинотеатр, и ресторан с панорамным видом, и подземная парковка. Но не меньше радостно нагрянувших покупателей поразило и другое - огромные цены на игрушки, реально сделавшие обычную детскую радость ценностью на вес золота. А стоит ли оно того?

КУКЛЫ ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ

- Купи! - в голосе девочки послышались требовательные нотки.

- Не могу, дорого, - устало ответила мама.

- Но у всех девочек в классе такие есть! - истерика в детском голосе нарастала.

- Но это половина моей зарплаты! - а в голосе матери нарастало чувство вины.

- Но, мам, меня же играть не возьмут и дразнить опять будут...

Слушать этот диалог, происходящий у прилавка с барбиобразными куклами, наряженными с откровенностью девиц легкого поведения, мне стало неприятно. И я пошла разглядывать другие диковинки. Они на все лады обещали мне развить моего ребенка так, что я вскоре сама его не узнаю. Но я могла себе позволить только разглядывать. Мне все это, конечно, тоже не по карману. Зато, прогуливаясь среди облагороженных евроремонтом стен магазина - воплощения детской мечты, я все больше убеждалась, что это мечта стала и ярче, и несбыточнее. Тем более что в процессе встретила еще нескольких виновато отказывающих взрослых и аргументированно выпрашивающих детей.

Итогом прогулки стали выводы, пришедшие бы в голову любому думающему родителю. Как же много в жизни наших детей стали значить игрушки! По сути, за последние годы они стали и входным билетом в социум («меня не возьмут играть»), и предметом статуса («но у всех такие есть»), а значит, и... оплотом уверенности ребенка в себе.

В том, что недалека от истины, я еще раз убедилась, когда увидела уже знакомых мне маму с дочкой у кассы. Девочка нежно прижимала к себе куклу легкого поведения и заоблачной цены. Мать же, расплачивавшаяся в этот момент с кассиром, почему-то - то ли ссутулившейся фигурой, то ли бессмысленным взглядом - напомнила мне голубя, в которого ребенок попал камнем...

РОДИТЕЛЬ, ИСЦЕЛИСЯ САМ

- К сожалению, это правда. Именно за последние годы игрушки стали чем-то более социально значимым, - считает психолог Алла Свиридова. - И тут я бы говорила не только про их социальное значение для детей, но не уменьшала бы роль игрушек в жизни родителей. Ведь мы, родители, в не меньшей степени стали зависимы от детских игрушек. Как? Лучший пример - развивающие игрушки, которые продаются сегодня в огромном количестве. Понимаете смысл? Не нужно тратить время на ребенка, занимаясь с ним и развивая его. Достаточно купить игрушку, дать ему, и вуаля - вы занимаетесь своими делами, а ребенок в это время и играет себе, не мешая вам, и развивается. И так дорогие игрушки прежде всего именно нам, родителям, начинают подменять что-то важное. Хотим порадовать ребенка - дарим игрушку. Хотим поощрить - опять сулим игрушку. Так в результате появляется некая форма зависимости. Мало того, игрушки становятся чем-то вроде валюты детско-родительских отношений. Ну а валюта, как известно, дорожает.

Между тем о факте появления зависимости детей от современных ярких и продвинутых игрушек психологи заговорили уже давно. И даже провели на эту тему весьма продуктивные исследования, давшие интереснейшие результаты.

- Эта идея возникла в 1990-е годы в Баварии, - продолжает Алла Свиридова, - и называлась она «Игрушки уехали в отпуск». Суть идеи заключалась в том, что на некий период - он доходил до трех месяцев - детей полностью лишали игрушек, предоставив им возможность играть во все остальное, то есть палочки, камешки, каштаны, шишки, тряпочки, использовать в играх обычную мебель. Результаты на тот момент потрясли всех. Мало того что дети, участвовавшие в эксперименте, показали ускоренные темпы развития, у них у всех улучшилась речь, увеличилась активность. Но главное - за этот период они гораздо сильнее сдружились между собой. Получается, игрушки мешали всему этому!

КАШТАН ПОБЕЖДАЕТ БАРБИ

Интересно, что позже именно этот опыт стал одним из ведущих направлений очень популярной сегодня передовой системы обучения детей под названием «вальфдорская». На сегодняшний день именно по вальфдорской образовательной системе занимаются многие элитные детские сады и школы. Причем родители воспитанников этих учреждений - люди совсем не бедные, а значит, при желании могли бы купить детям самые дорогие куклы и конструкторы. Так почему же они предпочитают, чтобы их весьма обеспеченные дети играли палочками, камешками и каштанами?

По словам ведущего специалиста Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета, детского психолога и вальф­дорского педагога Елены Абдулаевой, в этом есть смысл, да еще какой.

«Эти игрушки примитивны с точки зрения современного обыденного сознания. А тем не менее в них живут и могут действовать разные существа. Это могут быть образы ребенка, зверенка, старичка или младенца со своими настроениями, желаниями, словами и жестами. Это все вдыхает в них фантазия ребенка. Интер­активные образные игрушки - собаки, кошечки и разные неизвестные науке существа скажут все, даже «Я тебя люблю. Погладь меня, а теперь обними». Но там не живет тепло и сердечность отношений. С ними ребенок... превращается в их приставку. При этом его собственные фантазия, представления хиреют, умирают, не родившись.

Игра же и манипуляции с неоформленным природным материалом несут колоссальный познавательный и развивающий потенциал. Ведь беря в руки кусок коры, палочку и т.п., ребенок сразу воспринимает огромное множество их свойств... Воспринимает форму, вес, размер, качество и особенности поверхности, цвет и отношения со светом; исследует, на что эта вещь годится - катать, копать, накрывать, втыкать, смотреть сквозь, превращаться в кого-то или во что-то и т.д. Именно поэтому большее количество разнообразной информации несут изогнутая палочка, причудливый камень, лоскут текстиля, чем специально изготовленные эталоны. И этот растущий многоступенчатый ряд, развивающийся в образной игре, означает гораздо более вариативное, сложенное и многоплановое развитие».

ВЫХОДИ ИЗ МАГАЗИНА!

Однако даже в ответ логике ученых, безусловно, найдутся возражения. «Вам хорошо говорить, а у нас в школе, если нет определенной куклы, девочка - изгой. И все тут», - скажет иная мать. И наверняка не одна. Что тут ответить?

- Ответить можно многочисленными случаями из практики психологов, клиентами которых на сегодняшний день являются преимущественно обеспеченные люди, - считает Алла Свиридова. - И я могу привести вам в пример немало случаев о плодах обеспеченного детства, в котором было все самое лучшее. А итогом стали неврозы, алкоголизм и даже наркомания. Но лучше я расскажу вам историю из собственной жизни. Точнее, моего близкого друга, имя которого называть не буду - на сегодняшний день он лицо медийное, успешный предприниматель. Однако само по себе его детство - очень показательный сюжет. Дело в том, что вырос этот человек в малообеспеченной, да еще и многодетной семье. Но я сказала «малообеспеченной», но не сказала «неблагополучной». Почему? Потому что в раннем детстве этот мальчик никогда не был одинок - в семье была собака. В подростковом возрасте он был лидером класса - и не потому что его папа был богат, а потому что его папа был руководителем детского туристического клуба. А в юности в этого мальчика влюбилась самая красивая девочка школы - и опять не за деньги, а потому что и вы бы влюбились, если бы услышали, как он играл на гитаре. Это осознавать очень странно, но в последнее время нам, психологам, все чаще приходится напоминать родителям об их родительском предназначении. Поэтому еще раз: детям нужны не игрушки, а ваши любовь, внимание, общение, ваши душевное тепло и навыки жизни, которые только в этой теплой среде могут по-настоящему расцвести. Необходимость же покупать игрушку, чтобы поддержать уверенность в себе у ребенка, - это очень тревожный сигнал. Сигнал о том, что ребенок не справляется со своей жизнью, а вы - со своей родительской ролью. И говорит он не о том, что вам не хватает денег на игрушку или ребенку не хватает игрушки. А о том, что вашему ребенку не хватает вас и... самого себя. А значит, пора искать не «игрушечный», а человеческий выход из ситуации: больше времени проводить вместе, рукодельничать, путешествовать, заняться спортом, завести собаку. Одним словом, организовывать свой социум и назначать в нем свои правила, а не подстраиваться к чужому, покупая в него входной билет по завышенной цене. 

Марина Алексеева

Фото FOTODOM.RU

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.