Новости науки и техники
3983 | 0

Плыла по небу «лодочка»

Плыла по небу «лодочка»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

27 июня - День изобретателя и рационализатора. «Мир новостей» решил вспомнить о незаслуженно забытых русских изобретениях, которые ошибочно приписывают иностранцам.

В 2005 году в ходе опроса жителей Великобритании было названо величайшее изобретение человечества за последние два века. Им оказался... велосипед.

ПЕДАЛЬНЫЙ САМОКАТ

Официально считается, что велосипед изобрел в 1817 году барон Карл Фридрих фон Драйс, баварский лесничий. Этот человек действительно придумал, спроектировал и создал поворотное колесо к изобретению француза графа де Сиврака, который за четверть века до этого соорудил двухколесную машину из дерева. Передвигаться на ней можно было верхом, отталкиваясь от земли ногами. Самостоятельно поворачивать этот «агрегат», увы, не мог. Впоследствии фон Драйс первым запатентовал новое транспортное средство, назвав его «дрезиной».

В действительности велосипед не только изобрел, но и совершил на нем целое путешествие крепостной кузнец Ефим Артамонов. Произошло это событие в 1801 году, на шестнадцать лет раньше появления деревянного коня баварского лесничего. Причем первый в мире велосипед, созданный Артамоновым на Нижнетагильском заводе, был цельнометаллическим, имел руль и педали, о чем его европейские конкуренты спустя почти два десятилетия могли только мечтать.

Артамонов приехал на нем с Урала в Москву, где был восторженно встречен на Ходынском поле. К сожалению, продолжения эта история не получила, а «педальный самокат», как прозвал свое детище сам изобретатель, был передан в царскую коллекцию редкостных вещей.

САМОБЕГЛАЯ КОЛЯСКА

Первым патент на изобретение «уличного локомотива» получил американский юрист Джордж Болдуин Селден в 1879 году. Американец запатентовал самодвижущийся экипаж с двухцилиндровым двухтактным мотором инженера Джорджа Брайтона. Тем не менее историки автомобилестроения считают получение Селденом патента аферой. Ведь как такового автомобиля американский юрист не построил, однако получил право требовать со всех изготовителей самодвижущихся экипажей денежные отчисления.

Истинными создателями автомобиля вполне можно считать двух русских изобретателей. Первым спроектировал «самобег­лую коляску» уроженец Нижнего Новгорода, легендарный Иван Петрович Кулибин.

Начиная с 1770 года, по указу Екатерины II Кулибин курировал работу оптических и механических мастерских в Санкт-Петербургской академии. В процессе исполнения своих прямых обязанностей талантливый изобретатель сконструировал телескоп, часы с движущимися фигурками, баржу, плывущую против течения, прожектор и подготовил проект первого в мире автомобиля. Причем изобретение имело все основные части полноценного автомобиля: коробку скоростей, карданный механизм, руль и тормоз.

Однако воплотил в жизнь первый в мире самодвижущийся экипаж в 1751 году другой русский - Леонтий Лукьянович Шамшуренков. Заявку в Нижегородскую губернскую канцелярию с описанием «самобеглой коляски» изобретатель отправил, находясь в тюрьме, куда был упрятан по доносу местных казнокрадов. Отосланная властям заявка на изобретение прототипа автомобиля не только вытащила Шамшуренкова из тюрьмы, но и дала возможность реализовать другие проекты. Например, попытка поднять знаменитый Царь-колокол в Кремле предпринималась с помощью механизма, сконструированного Шамшуренковым. За изобретение и изготовление в государевой мастерской «самобеглой коляски», приводимой в движение мускульной силой двух людей, механик получил 50 рублей - громадные по тем временам деньги. Но, как и первая модель велосипеда, «самобеглая коляска» сгинула в недрах царских амбаров.

ЛЕТУЧКА

Довольно долго считалось, что изобретение самолета принадлежит американцам - братьям Райт. Но благодаря огромному количеству исторических документов первенство все же отвоевал Александр Федорович Можайский.

В 1881 году Можайский получил патент на летательный аппарат, а в 1882-м закончил сборку и приступил к испытаниям. К своему детищу он шел долго и обстоятельно.

В 1872 году после долгих экспериментов он написал работу, объясняющую принцип полета птиц. Свои теории изобретатель проверял на различных моделях летающих змеев. Мало того, в 1876 году Можайский первым в мире дважды поднимался на них в воздух. Лишь спустя 10 лет аналогичную попытку предпринял француз Майо.

Первой же моделью самолета, поднявшейся в воздух, стал механизм, ласково названный самим изобретателем «летучкой». Это была небольшая «лодочка». Движение осуществлялось благодаря трем винтам. Интересно, что винты работали не от топлива, а от часовой пружины.

После предоставления необходимых расчетов Можайский попросил у военного ведомства около 19 тыс. рублей для постройки непосредственно самого самолета. Ему было отказано. После тщетных попыток получить госфинансирование изобретатель продал почти все личные вещи, занял часть необходимой суммы и построил-таки в 1882 году экспериментальный образец.

Первый в мире самолет представлял собой лодку, к бортам которой крепились прямоугольные крылья. В движение самолет приводили четыре винта. Размах крыльев машины составлял 24 м, длина - 15. Лодка летела с предельной скоростью 40 км/ч.

Аппарат тут же был признан государственной тайной, что сильно затормозило дальнейшие исследования.

Материал подготовил Дмитрий Соколов

Фото А. Хорошевский

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.