Новости культуры и искусства
1274 | 0

Любовь без привилегий

Любовь без привилегий

Она, конечно, была очень яркой. Настоящий самородок, природный бриллиант.

Не имея актерского образования, стала одной из самых любимых актрис страны. Но как же быстро сгорела! В конце мая Любови Полищук исполнилось бы всего 70. Но ее нет с нами уже 13 лет...

О народной любимице вспоминает режиссер Иосиф Райхельгауз. Когда-то, в начале 1990-х, Любовь Полищук стала его музой, главной актрисой театра «Школа современной пьесы». И совместная работа очень скоро переросла в близкую дружбу...

- Так получилось, что в 1980 году я стал ставить спектакль в Театре миниатюр - это нынешний театр «Эрмитаж». Мне сказали: вот у нас есть новая артистка из мюзик-холла. И я увидел такую вообще неуправляемую красавицу, невероятно интересную! Это была Люба Полищук, которая не имела никакого образования! И работала сначала где-то в самодеятельности в Омске, потом то ли Ролан Быков, то ли кто-то еще позвал ее в Московский мюзик-холл. И она начала читать монологи Жванецкого, в результате попала в Театр миниатюр...

Я с ней поговорил, посоветовал и даже помог - позвонил Олегу Павловичу Табакову, который набирал заочный курс в мастерскую ГИТИСа. Она поступила. Вскоре стала партнером Табакова по художественным фильмам...

А в 1989-м я уже работал режиссером в театре «Современник». С Альбертом Филозовым тогда решили поставить спектакль «Пришел мужчина к женщине». Стали искать эту женщину. И сообразили, что по Москве ходит безработная Люба Полищук - она к тому времени уже уволилась из Театра миниатюр.

Спектакль очень хорошо приняли. С него, собственно, и начался театр «Школа современной пьесы». Было жаль расходиться, потом к нам пришел третий артист - Алексей Петренко, мы стали играть «А чой-то ты во фраке?». И дальше, дальше, дальше... Так что Люба была, скажем так, сооснователем этого театра. И много лет главной его артисткой...

И очень известной, хочется добавить. Все же знали Полищук. Однако, как говорит Райхельгауз, Люба очень страдала от невостребованности и подчас соглашалась сниматься в низкопробных фильмах и участвовать в дешевых антрепризах.

- Она вообще очень немного снималась, - вспоминает Иосиф Леонидович. - Можно сказать, не снималась вообще. Известной стала после эпизода в «Двенадцати стульях». И дальше были какие-то эпизоды. А ведь мощная актриса, драматическая. И непростой человек. Но вот поддавалась уговорам на все эти антрепризы, пошлые телевизионные развлекухи. Не раз говорил ей: «Люба, как тебе не стыдно! Ты играешь чушь собачью!» А она мне отвечала: «Знаешь, мне там сразу после съемок дают конверт. И на эти деньги я могу купить кожаную куртку».

По словам Иосифа Райхельгауза, Полищук не очень-то верила или просто не думала, что из их театральной затеи вырастет что-то значимое, мощное, что они будут ездить на гастроли в Америку, в Австралию... Что сама она станет сначала заслуженной, а потом и народной артисткой.

Кстати, Люба искренне не понимала, зачем ей звание народной. И Райхельгауз в шутку ответил: «Знаешь, легче будет место на кладбище найти». Сейчас грустит, вспоминая те слова...

- Вообще, на нее очень давил материальный вопрос, - продолжает режиссер. - Была квартира от первого мужа, потом она исчезла, затем она купила квартиру в районе ВДНХ. Кроме того, подрастал сын, его нужно было куда-то пристраивать...

- В 1997-м Полищук ушла из вашего театра. Отговаривали ее от этого шага?

- Я вообще никогда не уговариваю и не отговариваю. Дело в том, что к нам в театр пришла Таня Васильева...

- И им двоим стало тесно в театре?

- Да нет! Просто я предложил Любе сыграть Аркадину в «Чайке». И потом у нее было очень смешное интервью по телевидению. Ее спросили о ближайших планах, она сказала, что будет репетировать «Чайку». Дальше был вопрос про роль - она ответила, что будет играть главную роль. У нее уточнили, кого именно: Аркадину или Заречную? Потому что для Аркадиной вроде как молода, а вот для Заречной как раз не очень. Она опять: главную роль!..

То есть она пьесу не читала. В итоге роль досталась Васильевой, и мы играли этот спектакль по всему миру... Но и после ухода Любы из театра продолжали очень хорошо общаться.

В 2000 году Полищук попала в жуткую автомобильную аварию. С тех пор выходить на сцену могла только в специальном ортопедическом корсете. Конечно, испытывала страшные боли. В театральной гримерке для актрисы поставили топчан, где она могла передохнуть - полежать между выходами на сцену. А иногда и антракты приходилось задерживать, потому что Люба просто не могла встать.

В 2005 году у нее обнаружили онкологию, сделали операцию, удалив часть позвоночника. Но и это не помогло. В 2006-м она умерла. Актрисе было всего 57 лет...

- Да, трагедия, конечно, - тяжело вздыхает Иосиф Райхельгауз. - Но вы знаете, о Любе остались только позитивные воспоминания. Очень светлым человеком была. Вот сейчас думаю о ней и улыбаюсь...

Максим Неверов.

Фото Г. Усоева.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.