Не имея актерского образования, стала одной из самых любимых актрис страны. Но как же быстро сгорела! В конце мая Любови Полищук исполнилось бы всего 70. Но ее нет с нами уже 13 лет...
О народной любимице вспоминает режиссер Иосиф Райхельгауз. Когда-то, в начале 1990-х, Любовь Полищук стала его музой, главной актрисой театра «Школа современной пьесы». И совместная работа очень скоро переросла в близкую дружбу...
- Так получилось, что в 1980 году я стал ставить спектакль в Театре миниатюр - это нынешний театр «Эрмитаж». Мне сказали: вот у нас есть новая артистка из мюзик-холла. И я увидел такую вообще неуправляемую красавицу, невероятно интересную! Это была Люба Полищук, которая не имела никакого образования! И работала сначала где-то в самодеятельности в Омске, потом то ли Ролан Быков, то ли кто-то еще позвал ее в Московский мюзик-холл. И она начала читать монологи Жванецкого, в результате попала в Театр миниатюр...
Я с ней поговорил, посоветовал и даже помог - позвонил Олегу Павловичу Табакову, который набирал заочный курс в мастерскую ГИТИСа. Она поступила. Вскоре стала партнером Табакова по художественным фильмам...
А в 1989-м я уже работал режиссером в театре «Современник». С Альбертом Филозовым тогда решили поставить спектакль «Пришел мужчина к женщине». Стали искать эту женщину. И сообразили, что по Москве ходит безработная Люба Полищук - она к тому времени уже уволилась из Театра миниатюр.
Спектакль очень хорошо приняли. С него, собственно, и начался театр «Школа современной пьесы». Было жаль расходиться, потом к нам пришел третий артист - Алексей Петренко, мы стали играть «А чой-то ты во фраке?». И дальше, дальше, дальше... Так что Люба была, скажем так, сооснователем этого театра. И много лет главной его артисткой...
И очень известной, хочется добавить. Все же знали Полищук. Однако, как говорит Райхельгауз, Люба очень страдала от невостребованности и подчас соглашалась сниматься в низкопробных фильмах и участвовать в дешевых антрепризах.
- Она вообще очень немного снималась, - вспоминает Иосиф Леонидович. - Можно сказать, не снималась вообще. Известной стала после эпизода в «Двенадцати стульях». И дальше были какие-то эпизоды. А ведь мощная актриса, драматическая. И непростой человек. Но вот поддавалась уговорам на все эти антрепризы, пошлые телевизионные развлекухи. Не раз говорил ей: «Люба, как тебе не стыдно! Ты играешь чушь собачью!» А она мне отвечала: «Знаешь, мне там сразу после съемок дают конверт. И на эти деньги я могу купить кожаную куртку».
По словам Иосифа Райхельгауза, Полищук не очень-то верила или просто не думала, что из их театральной затеи вырастет что-то значимое, мощное, что они будут ездить на гастроли в Америку, в Австралию... Что сама она станет сначала заслуженной, а потом и народной артисткой.
Кстати, Люба искренне не понимала, зачем ей звание народной. И Райхельгауз в шутку ответил: «Знаешь, легче будет место на кладбище найти». Сейчас грустит, вспоминая те слова...
- Вообще, на нее очень давил материальный вопрос, - продолжает режиссер. - Была квартира от первого мужа, потом она исчезла, затем она купила квартиру в районе ВДНХ. Кроме того, подрастал сын, его нужно было куда-то пристраивать...
- В 1997-м Полищук ушла из вашего театра. Отговаривали ее от этого шага?
- Я вообще никогда не уговариваю и не отговариваю. Дело в том, что к нам в театр пришла Таня Васильева...
- И им двоим стало тесно в театре?
- Да нет! Просто я предложил Любе сыграть Аркадину в «Чайке». И потом у нее было очень смешное интервью по телевидению. Ее спросили о ближайших планах, она сказала, что будет репетировать «Чайку». Дальше был вопрос про роль - она ответила, что будет играть главную роль. У нее уточнили, кого именно: Аркадину или Заречную? Потому что для Аркадиной вроде как молода, а вот для Заречной как раз не очень. Она опять: главную роль!..
То есть она пьесу не читала. В итоге роль досталась Васильевой, и мы играли этот спектакль по всему миру... Но и после ухода Любы из театра продолжали очень хорошо общаться.
В 2000 году Полищук попала в жуткую автомобильную аварию. С тех пор выходить на сцену могла только в специальном ортопедическом корсете. Конечно, испытывала страшные боли. В театральной гримерке для актрисы поставили топчан, где она могла передохнуть - полежать между выходами на сцену. А иногда и антракты приходилось задерживать, потому что Люба просто не могла встать.
В 2005 году у нее обнаружили онкологию, сделали операцию, удалив часть позвоночника. Но и это не помогло. В 2006-м она умерла. Актрисе было всего 57 лет...
- Да, трагедия, конечно, - тяжело вздыхает Иосиф Райхельгауз. - Но вы знаете, о Любе остались только позитивные воспоминания. Очень светлым человеком была. Вот сейчас думаю о ней и улыбаюсь...
Максим Неверов.
Фото Г. Усоева.