Маша Трауб – известный колумнист, журналист, популярный писатель, на ее счету уже десятки бестселлеров, многочисленных рассказов, статей и эссе.

У нее масса постоянных читателей, которые любят её эмоциональную, искреннюю и жизненную прозу. Станислав Говорухин экранизировал ее книгу «Дневник мамы первоклассника». Но новая книга «Лишние дети», которую Маша представила своим поклонникам в «Библио-Глобусе», рассказывает нам о совсем другом мире – жестоком и жестком, с равнодушными взрослыми и молчаливыми детьми.
А как чувствуют и ощущают мир дети 4-6 лет, которые разучились плакать? Чего они боятся и чему радуются? Помним ли мы себя в их возрасте? И что это за детский сад такой, где все дети резко взрослеют и ощущают себя лишними? Садик, в который ходит главная героиня истории Рита, напоминает нам казарму, зверинец, тюрьму – все что угодно, но только не «детское дошкольное заведение». Неужели такое правда бывает? И эта книга – уж точно не легкое воскресное чтение на досуге: к восприятию книги нужно готовиться.
«Никогда не знаешь, как читатель воспримет книгу, – делится своими мыслями автор, – писала я на самом деле не о детях, а о взрослых, которые все еще остаются детьми. Это такой литературный прием: я перенесла взрослые отношения именно на этот уровень мироощущения. Хотелось показать не этот жестокий и ужасный мир, а наоборот – как он бывает прекрасен».
Такая несколько парадоксальная истина, подводящая нас к пониманию, что все мы иногда находимся в «старшей группе детского сада».
Маша Трауб всегда позиционирует себя в качестве журналиста и свое творчество прежде всего считает журналистским: ей нужно сначала «зацепиться за историю», увидеть, подслушать; придумывать «из головы» ей сложно. Но как писатель она может поставить перед читателем зеркало, в которое тот смотрится. И книга эта ей очень дорога: она вовсе не считает ее жесткой или жестокой, в ней есть юмор, нежность, страсть, все наши человеческие эмоции. И еще, как замечает Маша, именно по причине цепкого «журналистского взгляда» многие узнают в ее произведениях себя, свой характер, свои жизненные ситуации – приходится писать, что любые совпадения случайны и являются художественным вымыслом. А вот вымыслом ли?
Писательница убеждена, что ни у одного автора нет такой богатой фантазии, как у жизни, которая умеет закручивать немыслимые сюжеты и подбрасывать не менее впечатляющие финалы. Поэтому «Лишние дети» – это в том числе и ее собственные воспоминания.
Вся правда жизни, на наш взгляд, обозначена в самом начале книги: «Взрослые часто говорят: «Тот год стал для меня решающим», – или что-то вроде того. На самом деле вранье. Все решается в детстве. Если бы я ходила в другой садик или не ходила вовсе, или у меня были бы другие воспитатели, то и я бы стала другой».
История, рассказанная девочкой Ритой, обязательно заставит нас под другим углом посмотреть на многие жизненные ситуации, о которых часто даже не говорят вслух, например, на неприглядную изнанку детства – мы ведь уверены, что детство всегда светло и радостно.
Девочка заглядывает вам в душу глазами всех детей, чувствующих себя одинокими, лишними, которые не нужны родителям, даже дети из вполне «приличных» семей. Детей, мешающих родителям «спокойно жить, работать, ссориться, мириться».
Маша Трауб убеждена, что в жизни необходимо сохранять и проявлять нежность – в любых отношениях: к супругу, к родителям, особенно, к детям. Иногда их бывает достаточно просто взять за руку.
Ксения Ангел,
внештатный корреспондент